Вертолеты могут картографировать магнитное поле Марса

Марс, в отличие от Земли, не имеет глобального магнитного поля. Однако отдельные участки поверхности планеты могут его иметь. Чтобы их картографировать, ученые предлагают применять автоматические вертолеты, подобные Ingenuity.

Магнитное поле Марса
Магнитное поле Марса. Источник: www.space.com

Магнитное поле на Марсе

В то время, как вертолет Ingenuity продолжает летать над Марсом, устанавливая рекорд за рекордом, ученые предлагают отправить туда другие подобные ему машины. Их задачей будет картографирование магнитных полей Красной планеты.

На самом деле Марс, как и Луна, не имеет глобального магнитного поля. Это означает, что компас на нем не работает. Этим он очень сильно отличается от Земли и, например, Меркурия, у которых такое поле есть.

Однако некоторые участки поверхности Марса имеют локальные поля. Этот факт неоднократно подтверждался космическими аппаратами Mars Global Surveyor, Mars AtmSphere and Volatile Evolution (MAVEN) и Tianwen-1, работающими на орбите планеты, а также зондом InSight, который до недавнего времени находился на ее поверхности.

Почему ученые хотят использовать именно вертолеты

На самом деле причин, почему те или иные участки Марса могли бы приобрести собственное магнитное поле, несколько. Исследователи, которые предложили проект, указывают на три возможных сценария. Во-первых, магнитное поле может наблюдаться над метеоритным кратером и образоваться в результате термического нагрева при ударе. Во-вторых, это могут быть отдельные намагниченные слои коры планеты. В-третьих — магма, застывшая в трещинах. В любом случае необходимы не статические, а динамические исследования, чтобы выяснить, с чем именно исследователи имеют дело.

И здесь могут пригодиться исследования, осуществленные именно в полете, а не на поверхности. По крайней мере на это указывают данные, собранные аппаратами, которые уже работают на Марсе. Кроме того, они смогут глубже заглянуть под кору планеты и установить историю ее магнитного поля.

Дело в том, что оно на Марсе когда-то было. Миллиарды лет назад ядро планеты было горячим и работало как динамо-машина. Однако с тех пор оно успело остыть, и ученые не до конца уверены, когда это произошло. Возможно, жидкая лава хранилась где-то под поверхностью достаточно долго и это могло привести к намагничиванию определенных участков коры.

Вопрос об этом чрезвычайно важен, учитывая то, что люди когда-то должны полететь на Марс. Но они окажутся незащищенными от солнечной радиации, ведь на Земле за это отвечает именно магнитное поле.