Венерианская миссия NASA оказалась под угрозой

Недавно представленный проект нового бюджета NASA фактически не предполагает выделения средств для разработки миссии VERITAS. По мнению экспертов, недостаток финансирования может привести к отмене проекта.

В поисках пропавшего океана Венеры

Миссия VERITAS (Venus Emissivity, Radio Science, InSAR, Topography, and Spectroscopy) была официально выбрана для реализации в рамках отбора по программе Discovery в 2021 году. Она разрабатывается Лабораторией реактивного движения (JPL NASA). В ее рамках к Венере предполагается отправить  орбитальный аппарат, который займется ее картографированием и изучением тектонических процессов. Он составит детальнейшую трехмерную карту венерианской поверхности, которая поможет дать ответ на вопрос, какой была ближайшая планета в далеком прошлом и могла ли она обладать океаном.

Аппарат VERITAS в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Для выполнения поставленных задач VERITAS будет оснащен мощной радарной системой и инфракрасным спектрометром, который позволит ученым заглянуть под облачный покров «Утренней звезды» и определить состав ее поверхности. Также аппарат будет заниматься изучением гравитационного поля Венеры, что позволит определить особенности ее внутреннего строения.

Проблемы миссии VERITAS

Изначально запуск VERITAS должен был состояться в 2028 году. Однако в прошлом году NASA объявила о переносе старта как минимум на три года. Это решение было принято после выявления проблем, возникших при подготовке миссии Psyche. Из-за неготовности аппарата в нужный срок, JPL подверглась проверке независимой комиссии. По результатам ее работы был опубликован отчет с описанием довольно серьезных институциональных проблем учреждения. Их решение потребует выделения дополнительных сотрудников и средств. В этой ситуации в JPL решили пожертвовать VERITAS, отложив реализацию миссии на несколько лет.

Венера в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/Peter Rubin

Однако, недавно опубликованный проект нового бюджета NASA на 2024 год, фактически не предполагает выделения средств на миссию. VERITAS получит лишь 1,5 млн в следующем году, в то время как ранее NASA предполагала потратить на ее разработку 56,7 млн долларов. И хотя официально это не отмена проекта, по мнению многих экспертов предварительно речь идет именно об этом.

В то же время стоит отметить, что за реальное выделение бюджетных средств в США отвечает Конгресс. Давление научного сообщества, недовольного ситуацией с VERITAS, способно изменить ситуацию и спасти миссию. Этому могут помочь и недавние новости об обнаружении на Венере действующего вулкана.