Во Млечном Пути образуется больше звезд, чем считалось ранее

Ученые изучали гамма-излучение нашей Галактики и пришли к выводу, что ежегодно может образовываться до 55 новых звезд. Это в несколько раз больше, чем считалось до сих пор.

Туманность Киля, где происходит рождение звезд
Туманность Киля, где происходит рождение звезд. Источник: NASA, ESA, Mario Livio/STScI

Гамма-излучение и рождение звезд

Коллектив ученых под руководством Томаса Зигерта из Вюрцбургского университета в Германии недавно опубликовал статью, в которой доказывает, что предыдущие оценки рождения звезд в нашей Галактике занижены.

Эти выводы базируются на изучении наиболее энергетических лучей гамма-диапазона, рождающихся в нашей звездной системе. Ученые внимательно исследовали их спектры. Их интересовали особые линии, которые оставляет алюминий-26.

Как и остальные радиоактивные элементы, алюминий-26 образуется преимущественно в результате взрывов сверхновых, когда умирающая звезда образует все более тяжелые и тяжелые ядра, которые затем выбрасывает в окружающее пространство.

Кроме того, алюминий-26 образуется при рождении звезд, когда вещество падает на новорожденное светило со скоростью больше звуковой для данной среды. Если в этот момент ядра алюминия-27 или силиция-28 сталкиваются с высокоэнергетическими лучами, то рождается именно этот изотоп.

Алюминий-26 интересен двумя особенностями. Первая — это короткоживущий по меркам Галактики элемент. Его период полураспада — 717 тыс. лет. При этом он интенсивно излучает в гамма-диапазоне и оставляет очень характерные линии.

Сколько звезд образуется в Галактике за год?

Именно это свойство алюминия-26 и позволило ученым оценить темпы звездообразования во Млечном Пути. Предварительные оценки подсказывали, что ежегодно на звезде превращается примерно две солнечные массы вещества. Поскольку наше светило массивнее большей части звезд в галактике, это соответствует 6—7 новым светилам в год.

Исследователи же под руководством Зигерта подсчитали, что в соответствии с количеством алюминия-26, проявляющего себя гамма-излучением за год на заре должно превращаться 4—8 масс Солнца, что соответствует 55 светилам.

То есть разница составляет несколько раз и это ставит кучу вопросов относительно того, как выглядит наша звездная система и правильно ли мы ее понимаем. Правда, сами авторы указывают, что метод несовершенен из-за невозможности установить расстояние до источника излучения. Именно поэтому в новом исследовании вместо точной цифры указан только диапазон.

По материалам: www.sciencealert.com.