В кольцах деревьев нашли следы самой мощной в истории солнечной вспышки

Ученые, работающие во французских Альпах, нашли в кольцах полуокаменевших деревьев следы колоссальной солнечной вспышки, произошедшей 14 300 лет назад. Если бы такое событие случилось сейчас, то оно могло бы вывести из строя всю энергосистему Земли.

Полуокаменевшие стволы, свидетельствующие о вспышке
Полуокаменевшие стволы, свидетельствующие о вспышке. Источник: Cécile Miramont

Следы в деревьях

Примерно 14 300 лет назад Земля столкнулась с солнечной вспышкой невиданной мощности. К такому выводу пришли исследователи, изучающие полуокаменевшие деревья во французских Альпах. Ученые из Коллеж де Франс исследовали их на берегах реки Друзе, вблизи Гапа.

Эти стволы еще не до конца минерализовались, поэтому из них можно извлечь углерод. Это исследователи и сделали, следствием чего стало открытие необычного пика радиоактивных изотопов углерода, который приходится на конец последнего ледникового периода.

Изотопы — это разновидности атомов одного элемента, которые отличаются друг от друга количеством нейтронов. Радиоактивный углерод постоянно образуется в верхних слоях атмосферы, поэтому его присутствие в кольцах деревьев, где он откладывается, ни у кого вопросов не вызывает. Однако в образцах из реки Друзе его обнаружено какое-то невероятное количество.

Потому ученые заподозрили, что причиной этого могла быть чрезвычайно мощная вспышка на Солнце. Они сравнили полученные результаты с кернами гренландского льда и убедились, что именно тогда же в нем наблюдается повышенное количество бериллия. Это подтверждает их предположение.

Самая мощная вспышка в истории

Солнечная вспышка — достаточно привычное событие на поверхности нашего светила. Заряженные частицы от него регулярно достигают нашей планеты, вызывая магнитные бури. Время от времени они становятся настолько сильными, что вызывают перебои со связью на определенных территориях.

Раз в несколько лет или десятилетий на Солнце происходит значительно более мощная вспышка. Тогда выключается не только радиосвязь, но и электросети. Самым мощным за всю историю непосредственных наблюдений считается событие Кэррингтона, которое произошло в 1859 году, когда электрической сети на Земле еще не было. Поэтому ученые предполагают, что настоящей ярости Солнца мы еще на себе не ощутили.

Ведь наблюдения идут только с конца XVII века. А из различных геологических свидетельств ученые узнали, что за последние 15 тыс. лет на Солнце по крайней мере 9 раз происходила вспышка на порядок мощнее события Кэррингтона. В частности, в 774 и 993 годах н.э. произошли так называемые «события Мияке».

А в 2022 году ученые нашли следы гигантской вспышки возрастом 9200 лет в антарктическом льду. Однако новое событие превосходит своим масштабом даже его. Если бы оно произошло сейчас, то по всей Земле возникли бы серьезные проблемы с электроснабжением.