В атмосфере «горячего юпитера» WASP-121b бушуют гигантские штормы

WASP-121b — газовый гигант, который в 1,87 раз больше Юпитера и в 1,18 раза массивнее. Обнаруженная в 2016 году, эта экзопланета вращается вокруг своей материнской звезды типа F6, WASP-121, всего за 1,3 дня. Такой тип экзопланет еще называют «горячими юпитерами».

WASP-121b
WASP-121b на орбите звезды типа F6, WASP-121. Иллюстрация: Space Engine

WASP-121b находится настолько близко к звезде, что дальнейшее приближение привело бы к разрыву ее гравитацией. По оценкам астрономов, температура на планете достигает 2500 градусов по Цельсию. При таких температурах расплавляется большинство твердых веществ.

В своей работе ученые из Калифорнийского технологического института, в частности исследователь Джек Скиннер и его коллеги, проанализировали наблюдения WASP-121b, осуществленные Hubble в 2016, 2018 и 2019 годах. Они обнаружили, что атмосфера планеты является динамичной и меняется со временем.

Применив сложные методы моделирования, исследователи объяснили эти изменения как результат погодных явлений в атмосфере экзопланеты. Так были обнаружены массивные погодные фронты, штормы и циклоны, которые появляются и разрушаются из-за большой разницы температур между стороной, направленной к звезде, и темной стороной планеты.

Авторы также обнаружили смещение самой горячей точки экзопланеты и точки, ближайшей к звезде, а также изменения химического состава атмосферы, измеренного спектроскопией. Эти выводы базируются на компьютерных моделях, которые помогают объяснить наблюдаемые изменения в атмосфере.

«Изучение погоды на экзопланетах имеет важное значение для понимания сложности атмосфер на других мирах, особенно при поиске далеких планет с условиями, пригодными для жизни. Информация, которую мы получили, используется для выводов о химическом составе, температуре и облаках атмосферы WASP-121b в разные периоды времени. Это предоставляет нам подробную картину изменения планеты с течением времени», — объясняет значимость открытия Джек Скиннер.

Ранее мы сообщали о том, как Hubble обнаружил потерю тяжелых металлов атмосферой экзопланеты.

По материалам sci.news