Ученые спрогнозировали появление новых гравитационных волн от умирающих звезд

Команда астрофизиков установила путем моделирования, что поля, которые образуются из остатков умирающих звезд, могут быть источником гравитационных волн — ряби в пространстве-времени, которые были предсказаны Эйнштейном более века назад.

Умирающая звезда Вольфа-Райе 124
Звезда Вольфа — Райе 124. Обломки материи вокруг умирающих звезд могут быть источником гравитационных волн. Изображение NASA, ESA, CSA, STScI

Первые гравитационные волны были обнаружены Лазерным интерферометром гравитационных волн (LIGO), который базируется в Луизиане и Вашингтоне. LIGO обнаруживает гравитационные волны, измеряя незначительные различия во времени прихода лазерных импульсов к зеркалам в подземных сооружениях. Эти различия свидетельствуют о том, что волны в пространстве-времени немного задерживают лазерные импульсы. Такие гравитационные волны образуются в результате взаимодействия таких объектов, как двойные системы и слияния между нейтронными звездами и черными дырами.

Теперь команда исследователей считает, что по космосу может распространяться новый вид волн, которые еще не были обнаружены — гравитационные волны, возникающие в результате отбрасывания остатков умирающими звездами. Результаты их исследования были представлены на 242-м заседании Американского астрономического общества.

«На сегодняшний день LIGO обнаружил гравитационные волны лишь от бинарных систем. Но однажды он найдет первый небинарный источник гравитационных волн», — заявил Оре Готтлиб, астрофизик из Восточно-Западного университета и главный автор исследования.

Несуществующие, но предсказанные

Хотя такие волны еще не наблюдали, они были предсказаны в моделях, построенных Готтлибом и его коллегами. Исследователи моделировали, как умирают звезды, выбрасывая материал наружу и одновременно сворачиваясь внутрь, оставляя после себя черную дыру.

Ученые пытались установить, могут ли аккреционные диски черных дыр — перегретая материя, которая делает их тени видимыми на изображениях радиотелескопов — быть источником гравитационных волн. Модель показала, что материал вокруг струй может вызывать нарушения в пространстве-времени, находящиеся в диапазоне частот, которые обнаруживает LIGO.

Священный Грааль астрономии

Обнаружение новых типов гравитационных волн также было бы большим достижением для астрофизиков. Священный Грааль астрономии гравитационных волн был бы космической обсерваторией, которая функционировала бы так же, как LIGO, но в гораздо большем масштабе. Вместо использования 4-километровых рукавов LIGO для обнаружения гравитационных волн, астрофизики могли бы использовать рукава длиной 2,41 млн км, предложенные миссией LISA.

Ранее мы сообщали о том, как ученые пытаются уловить гравитационные волны с момента Большого взрыва.

По материалам Gizmodo.