Ученые опровергли существование ранее открытых экзолун

Ученые проанализировали данные, которые ранее интерпретировались как свидетельство существования спутников у планет Kepler-1625 b и Kepler-1708 b, и пришли к выводу, что на самом деле их не существует. Кроме того, они вообще считают возможность наблюдения подобных объектов маловероятной.

Экзолуны очень трудно обнаружить
Экзолуны очень трудно обнаружить. Источник: www.newscientist.com

Спутники экзопланет

Ученые из Института изучения Солнечной системы Института Макса Планка недавно поставили под сомнение наблюдения двух экзолун, которые были найдены в последние годы. Этим словом обозначают разнообразные небольшие тела, вращающиеся вокруг планет возле других звезд.

Несмотря на то, что за последние три десятилетия ученые смогли подтвердить существование более 5,5 тыс. экзопланет и еще несколько тысяч находятся в статусе надежных кандидатов, чувствительности современных приборов едва хватает для того, чтобы точно установить присутствие даже достаточно крупных небесных тел. Идентификация же лун вообще долгое время считалась невозможной.

Однако в 2018 году группа ученых опубликовала исследование экзопланеты Кеплер-1625 b, удаленной от нас на 8 тыс. св. лет. В излучении ее звезды было замечено колебание, которое и связали с возможным присутствием экзолуны.

Затем в 2022 году то же самое удалось сделать для экзопланеты Kepler-1708 b, удаленной от нас на 5,4 тыс. св. лет. Оба этих тела — большие газовые гиганты, и ученые были убеждены, что и спутники, которые вокруг них вращаются, тоже немалые. Однако новое исследование показывает, что всего этого на самом деле нет.

Это не экзолуны

В новом исследовании ученые не опровергают самой возможности того, что вокруг экзопланет могут вращаться спутники. Однако они ставят под сомнение интерпретацию данных о системах, в которых их нашли. Этот вывод был сделан после применения нового компьютерного алгоритма под названием Pandora.

Pandora специально разработана для того, чтобы находить экзолуны, анализируя возможность объяснения данных наблюдений с помощью различных теорий. Конкретно для планет Кеплер-1625 b и Kepler-1708 b она показала, что объяснение всех колебаний с помощью наличия спутника неубедительно.

Все, что происходит в этих системах, вообще больше всего похоже на просто присутствие планеты и изменчивость звезды вследствие каких-то внутренних процессов, например, появления больших групп пятен. Да и для того, чтобы спутник можно было засечь в этой ситуации, он должен был бы занимать определенное, очень специфическое положение на орбите.

В целом применение Pandora для оценки возможности открытия других экзолун дало неутешительные результаты. Для того, чтобы мы могли заметить какое-то из этих небесных тел, они должны быть чрезвычайно большими, больше любой луны, существующей в Солнечной системе.