Ученые определили точное расстояние до самого удаленного объекта Вселенной

Ночное небо полно более 9 тысячами видимых звезд, заметных невооруженным глазом. Но эта красота охватывает лишь крошечную долю Вселенной, которая простирается на миллиарды световых лет вглубь.

Вселенная
Человек способен увидеть самые отдаленные объекты Вселенной. Фото: Unsplash

Ближайшая звездная система к Солнцу — Альфа Центавра, которая находится на расстоянии 4,25 световых года от нас. Однако ближайшую звезду этой системы — Проксиму Центавра — невозможно разглядеть невооруженным глазом. Без телескопа человек способен увидеть звезду V762 Cas, которая находится на расстоянии 16 тыс. световых лет. Ее яркость в 100 тыс. раз сильнее солнечной, однако расстояние от нас делает ее едва заметной для человеческого глаза.

V762 Cas
Звезда V762 Cas. Фото: Space Engine

Хотя V762 Cas — самая дальняя видимая звезда, но она не является самым отдаленным объектом, который можно увидеть на небе без телескопа. Эта честь принадлежит галактике Андромеды. Она содержит более триллиона звезд. А видим мы ее такой, какой она была 2,5 млн лет назад. Эта галактика больше Млечного Пути в 2,6 раза, однако для человеческого глаза она выглядит как бледное пятно в ночном небе.

Галактика Андромеды
Галактика Андромеды. Фото: Unsplash

Но рекордсменами по удаленности иногда могут быть гамма-вспышки. Например, гамма-вспышка GRB 080319B, которая произошла на расстоянии более 7,5 млрд световых лет, была видима невооруженным глазом около 30 секунд.

Гамма-всплеск GRB 080319B, сфотографированный рентгеновским телескопом Swift. Причиной большой яркости вспышки в максимуме стало то, что наша планета случайно оказалась прямо на пути ее джета — узкой струи высокоэнергетических фотонов и частиц, движущихся со скоростями, близкими к скорости света. Источник: NASA

Впрочем, если мы хотим увидеть самые отдаленные объекты Вселенной, без телескопа не обойтись. Самый дорогой прибор стоимостью 10 млрд долларов — космический телескоп James Webb — способен обнаружить самые темные объекты на очень большом расстоянии.

Благодаря чувствительности James Webb и эффекту гравитационного линзирования удалось обнаружить Эарендель (WHL0137-LS) — самую отдаленную известную звезду, которая находится на расстоянии 12,9 млрд световых лет от нас. Принимая во внимание фактор расширения Вселенной, звезда находится на расстоянии 28 млрд световых лет от Земли. Приборы и современные расчеты позволили также точно измерить расстояние до самой отдаленной галактики JADES-GS-z13-0 — 33,6 млрд световых лет, и образовалась она, когда нашей Вселенной было всего 400 млн лет.

Полученное телескопом Hubble изображение Эаренделя — самой дальней звезды во Вселенной. Источник: NASA, ESA, B. Welch (JHU), D. Coe (STScI), A. Pagan (STScI)
Изображения четырех найденных JWST галактик. Источник: Emma Curtis-Lake et al. / Nature Astronomy, 2023

В микроволновом диапазоне наблюдается свет космического микроволнового фона, который появился через 380 тыс. лет после Большого взрыва.

Сейчас поиски нейтрино и фиксирование гравитационных волн в будущем позволят нам заглянуть еще глубже в прошлое. Если их найдут, это будет самым отдаленным, что мы когда-либо увидим во Вселенной.

Ранее мы сообщали о том, что астрономы ожидают яркий взрыв новой звезды, который случается раз в жизни.