Ученые исследовали загадочный источник синхротронного излучения

Европейские радиоастрономы исследовали источник синхротронного излучения в центре скопления галактик Abell 523. Они обнаружили, что он больше, чем считалось ранее, и связан с процессом слияния галактик.

Источник синхротронного излучения в Abell 523
Источник синхротронного излучения в Abell 523. Изображение: Vacca et al., 2022

Астрономы исследовали кластер галактик Abell 523

Астрономы с помощью радиотелескопов LOw Frequency ARray (LOFAR) и Very Large Array (VLA) исследовали скопление галактик Abell 523. Его красное смещение составляет 0,1, что свидетельствует об относительной близости к нам, масса — от 220 до 360 триллионов раз больше солнечной.

Интересным это скопление делает то, что в его центре наблюдается мощный источник синхротронного излучения. Этот тип электромагнитного излучения не связан с тепловыми процессами, такими, как термоядерный распад.

Новое исследование позволило лучше рассмотреть его источник. Оно производилось на частоте 144 МГц. Оказалось, что в этом спектре область излучения шире, чем считалось до сих пор. При этом она не связана с каким-либо конкретным точечным источником, а образует гало размером примерно в 5,87 миллиона световых лет.

Что представляет собой источник синхротронного излучения

Исследования показывают, что активное гало кластера Abell 523 является комплексной структурой. Оно состоит из двух «нитей», которые выходят из центра скопления в северном направлении, и еще одной, тянущейся на юг. Что представляют собой эти нити, доподлинно неизвестно, но, судя по всему, состоят они из электрически заряженной плазмы, излучающей в радиодиапазоне.

Судя по всему, образование этой структуры связано с процессом слияния галактик в кластере. Силы гравитации вырывают из них газ и пыль, а те формируют «нити» и постепенно электризуются. Ученые надеются, что больше интересного об этих объектах расскажут исследования в оптическом и рентгеновском диапазонах. Также следует отметить, что недавно подобные активные в радиодиапазоне «нити» наблюдались в центре Млечного Пути.