Ученые будут искать загадочные Q-шары темной материи

Ученые предположили, что темная материя может существовать в пределах нашей Галактики в виде гигантских сгустков, которые они назвали Q-шарами. Исследователи могли бы увидеть их благодаря эффекту гравитационного линзирования.

Q-шары могут усиливать свет далеких звезд
Q-шары могут усиливать свет далеких звезд. Источник: www.livescience.com

Что такое темная материя и как ее найти

Астрофизики утверждают, что нашли новый способ наблюдать темную материю. Этой удивительной субстанцией представлена большая часть вещества во Вселенной. Но мы до сих пор не представляем, из чего она состоит.

Темная материя никак не взаимодействует с остальным веществом, кроме гравитационного воздействия. Поэтому традиционные методы наблюдения космических объектов, основанные на улавливании отраженных или излучаемых электромагнитных волн, здесь бессильны. Мы можем лишь примерно догадываться, что она в большом количестве находится вокруг галактик и влияет на их вращение.

Большинство ученых уверены, что темная материя состоит из какого-то из экзотических видов фермионов. Это частицы, из которых в основном состоит вещество, например, электроны, протоны и нейтроны. Однако также не исключено, что ее составляют бозоны — частицы, отвечающие за взаимодействие, например, фотоны.

И если верна именно вторая гипотеза, то темная материя должна существовать не только в виде колоссальных облаков, окружающих галактики, но и в виде значительно меньших по размеру, но все еще больше, чем звезды, сгустков, которые исследователи назвали Q-шарами, или же загадочными шарами.

Гравитационные линзы помогут найти Q-шары

Если темная материя действительно представлена бозонами, а Q-шары существуют, то ученые убеждены, что смогут увидеть их. Конечно, ни отражать или задерживать какие-либо электромагнитные волны, ни тем более излучать их они не смогут.

А вот искривить их своим гравитационным полем, когда проходят между какой-то звездой и нами, — вполне. Этот эффект называется гравитационным линзированием, и он неоднократно наблюдался в космосе, особенно когда речь идет об отдаленных галактиках.

Q-шары, проходя между звездой и нами, должны усиливать ее свет. Ученые установили, что эффект был бы минимальным, но современными методами его можно было бы отследить. Они проверили, могут ли современные теории исключать существование микролинз, и обнаружили, что нет, хотя эти образования должны составлять лишь 5 процентов от общей массы темной материи.

По материалам Рhys.org.