У самой яркой гамма-вспышки обнаружена странная особенность

В октябре 2022 года астрономы стали свидетелями скоротечной, чрезвычайно яркой гамма-вспышки в отдаленной Вселенной. Группа ученых даже дала ей название BOAT — «Самая яркая за все времена» (Brightest of All Time). Теперь ученые, которые ее зафиксировали, сообщили о необычной структуре струи этой гамма-вспышки.

Впечатления художника от гамма-вспышки
Гамма-вспышка в представлении художника. Изображение: NASA

Гамма-вспышки — это одни из самых больших фейерверков в космосе. Это огромные взрывы в пространстве-времени, которые излучают гамма-лучи — самый энергичный вид электромагнитного излучения. Они преимущественно возникают при взаимодействии массивных объектов, вызывая большие взрывы. Их могут излучать, например, коллапсирующие звезды или их слияния.

BOAT (официальное название GRB 221009A) был примерно в 70 раз ярче любой ранее зафиксированной гамма-вспышки. Она случилась в галактике, которая расположена на расстоянии около 2 млрд световых лет от Земли. Астрономы считают, что такое событие происходит лишь раз в 10 тыс. лет.

Интересная особенность BOAT

На днях исследователи объявили о новых деталях структуры струи гамма-излучения — огромного шлейфа материала, выброшенного из источника взрыва. Считается, взрыв и шлейф образовались от массивной коллапсирующей звезды, превратившейся в черную дыру. Их исследование было опубликовано в журнале Science Advances.

Графика, показывающая, как струи черной дыры выбрасывают гамма-лучи через Вселенную. Графический материал: Исследовательский центр NASA Goddard

«В течение длительного времени мы думали, что струи имеют форму конуса. Однако некоторые гамма-вспышки показывают, что их струи более сложных форм, поэтому нам нужно разработать более сложные модели и детальные компьютерные симуляции струй гамма-вспышки», — сказал Александр ван дер Хорст, физик из Университета Джорджа Вашингтона и соавтор исследования, в пресс-релизе университета.

Струи вещества, почти достигающие скорости света, являются распространенным явлением для массивных объектов во Вселенной. Квазары и пульсары излучают такие струи. Но струи BOAT, похоже, имели форму, которая удлинила их излучение, что было заметно даже с земных обсерваторий. Аспирант университета GWU и главный автор исследования Брендан О’Коннор заявил, что BOAT изменит представление астрофизиков о струях, излучаемых коллапсирующими звездами.

Рекордная по продолжительности вспышка

Долговременные гамма-вспышки длятся более двух секунд. Но свечение BOAT продолжалось около 10 часов. По данным NASA, длительные вспышки, как правило, связаны со смертью звезд, тогда как кратковременные чаще возникают при слиянии светил и образовании черных дыр.

Хотя BOAT был чрезвычайно ярким, он не является самым большим взрывом, наблюдаемым в космосе. В прошлом месяце астрономы объявили об открытии долговременного взрыва под названием AT2021lwx. Они считают, что этот взрыв произошел в результате взаимодействия между черной дырой и окружающим ее газом.

Будущие обсерватории помогут исследователям фиксировать такие вспышки в момент их появления, предоставляя астрофизикам ценные данные даже о самых быстротечных событиях.

Ранее мы сообщали о том, как струя газа в далекой галактике развернулась в нашу сторону.