Рекордный гамма-всплеск попал на видео

Европейская Южная обсерватория опубликовала запись, составленную из снимков, сделанных Очень Большим телескопом (VLT). На ней можно увидеть появление и затухание гамма-всплеска GRB 221009A.

GRB 221009A был зафиксирован 9 октября 2022 года гамма-обсерваториями Swift и Fermi. Событие поразило астрономов объемом выделившейся энергии. GRB 221009A в прямом смысле слова ослепил детекторы космических телескопов. Он оказался в 70 раз ярче, чем любой другой наблюдавшийся до этого гамма-всплеск.

Через несколько часов на место всплеска был нацелен VLT. Ему удалось получить спектр GRB 221009A и доказать, что его источник располагался за пределами Млечного Пути. В ходе последующего анализа астрономам удалось установить, что всплеск произошел на расстоянии 2,4 млрд световых лет от Земли. Это намного ближе типичного гамма-всплеска.

Знание расстояния также позволило астрономам провести оценку яркости GRB 221009A. Он оказался настолько мощным, что даже сейчас обсерватории все еще могут наблюдать его остаточное послесвечение. GRB 221009A стал самым ярким гамма-всплеском за все время космической эры. По разным оценкам, столь мощные и близкие к Земле события происходят не чаще, чем один раз в 1000 – 10 000 лет.

Любопытно, пока астрономы не уверены, что именно вызвало GRB 221009A. Подобные длинные гамма-всплески обычно связывают со вспышками сверхновых. Но телескопам James Webb и Hubble пока не удалось найти никаких объектов на месте предполагаемого взрыва.