Струя газа в далекой галактике развернулась в нашу сторону

В далекой звездной системе, которая раньше выглядела просто гигантской радиогалактикой, замечены странные изменения. Релятивистский поток газа от черной дыры в ее центре развернулся в нашу сторону, превратив ее в блазар.

Блазар, испускающий струю газа
Блазар, испускающий струю газа. Источник: www.sciencenews.org

Радиогалактика превратилась в блазар

Международная команда астрономов сообщила, что в ядре далекой галактики происходят уникальные события. Ранее считалось, что PBC J2333.9-2343 — это просто большая радиогалактика, то есть ее окружают облака ионизированного газа, создающего мощное радиоизлучение. Но в новой работе авторы сообщают, что из ее ядра в нашем направлении начал бить мощный луч.

Откуда он берется — для ученых не секрет. Такие лучи представляют остатки вещества, которое поглощает сверхмассивная черная дыра, находящаяся в центре каждой массивной галактики. Часто она не может «переварить» его полностью, поэтому «выстреливает» часть из полюсов со скоростью, близкой к световой.

Когда такие струи направлены не в нашу сторону, то мы называем это явление квазаром, а когда одна из них «смотрит» на Млечный Путь — это блазар. И именно так теперь должна классифицироваться галактика PBC J2333.9-2343.

Струя газа повернулась в нашу сторону

При этом следует отметить, что две струи от этой далекой галактики не появились сейчас. Ее ядро было активным, то есть поглощало вещество извне и до того. Собственно, причиной того, что PBC J2333.9-2343 проявляла активность как радиогалактика, и были джеты, выходившие из черной дыры.

Просто они были направлены не на нас, а на гигантские внегалактические облака, которые под их действием начинали светиться, формируя что-то вроде очень ярких в радиодиапазоне лепестков. Новое исследование также эти «лепестки» увидело.

Только теперь стало понятно, что «лепестки» светят остаточным светом. А джет черной дыры, который раньше давал им энергию, теперь повернулся в нашу сторону, что и привело к превращению галактики в блазар.

Это также уникальное событие, ведь речь идет о быстром изменении направления вращения объекта, масса которого в миллионы раз больше солнечной. И причину этого ученые пока назвать не могут. Возможно, ею стало слияние галактик.

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazine