TESS обнаружил суперземлю внутри орбиты горячего юпитера

Используя данные, собранные телескопом TESS, астрономы обнаружили суперземлю, орбита которой пролегает внутри орбиты горячего юпитера. Это открытие противоречит модели миграции, объясняющей происхождение подобных тел.

Миграция газовых гигантов

Буквально первая же открытая экзопланета (это событие произошло в 1995 году) сильно озадачила астрономов. Она представляла собой газовый гигант, орбита которого проходит на очень небольшом расстоянии от родительской звезды. Из-за этого ее атмосфера разогрета до крайне высоких температур. Для обозначения таких экзопланет астрономы используют термин горячие юпитеры. В Солнечной системе нет аналога подобных тел.

Горячий юпитер
Горячий юпитер в представлении художника. Источник: NASA, ESA and A. Schaller (for STScI)

В последующие десятилетия исследователи обнаружили несколько сотен горячих юпитеров. Поскольку существование планет на столь близких к звездам орбитах противоречит существующим моделям их формирования, была выдвинута т. н. теория миграции. Согласно ей, изначально газовые гиганты сформировались на куда большем расстоянии от звезды и перешли на экстремально тесные орбиты уже позже, под воздействием внешних факторов.

Одним из важных следствий теории миграции является то, что у горячих юпитеров не должно быть близких соседей. И в то время, когда большинство подобных систем соответствуют этому требованию, астрономам уже известно несколько исключений. И недавно их список пополнился еще одной позицией.

Планета – исключение

Речь идет о горячем юпитере WASP-132b. Он обращается вокруг оранжевого карлика, расположенного на расстоянии 400 световых лет от Земли. Орбита газового гиганта проходит на расстоянии 10 млн км от родительского светила, температура атмосферы оценивается в 500 °C.

Горячая суперземля
Горячая суперземля в представлении художника. Источник: Dana Berry

В ходе недавней серии наблюдений, выполненной при помощи телескопа TESS, астрономам удалось обнаружить еще одну планету в этой системе, получившую обозначение WASP-132с. Ее радиус в 1,8 раза превосходит радиус Земли, а орбита проходит на расстоянии всего в 2,7 млн км от звезды.

Результаты компьютерного моделирования говорят о том, что система WASP-132 динамически стабильна для временного масштаба в 100 миллионов лет. Это означает, что орбиты планет должны были принять свою нынешнюю конфигурацию вследствие какого-то иного механизма, который еще только предстоит установить астрономам.

Ранее мы рассказывали об экзопланетах, которые станут первыми целями для телескопа James Webb.

По материалам https://arxiv.org