Телескоп Gemini South получил спектр «звезды золотого стандарта»

Расположенный в Чили телескоп Gemini South получил спектр яркой, химически сложной звезды HD 222925. В этом ему помог новый спектрограф высокого разрешения GHOST.

Спектр звезды HD 222925. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/GHOST Consortium

Спектрограф GHOST

Спектрографы являются одними из наиболее важных научных инструментов во всей астрономии. В отличие от камер высокого разрешением, которые регистрируют удивительные детали далеких звезд и галактик, они точно анализируют спектр излучаемого ими света. Это позволяет раскрыть информацию об их химическом составе, движении и вращении, а также о древних объектах на краю наблюдаемой Вселенной.

Сотрудники обсерватории Gemini South и спектрограф GHOST. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/M. Paredes

Создание GHOST началось в 2010 году и заняло десять лет. Инструмент был доставлен в обсерваторию Gemini South еще в 2020-м, но из-за пандемии COVID-19 его ввод в эксплуатацию состоялся лишь в этом году. Спектральное разрешение GHOST в десять раз превышает разрешение GMOS — другого оптического спектрографа обсерватории. На данный момент он является наиболее чувствительным спектрографом высокого разрешения, которые используются на телескопах сопоставимого размера.

Звезда HD 222925

Первой целью GHOST стала звезда HD 222925, расположенная на расстоянии 1400 световых лет по направлению к созвездию Тукана и относящаяся к спектральному классу F. Она отличается весьма внушительным содержанием различных химических элементов. В общей сложности астрономам удалось идентифицировать в ней 65 элементов таблицы Менделеева. 42 из них — это тяжелые элементы, вроде серебра и золота. Из-за этого некоторые СМИ даже назвали HD 222925 «звездой золотого стандарта».

Вы также можете почитать о том, как телескоп обсерватории Gemini South сфотографировал галактику с гексагональным ядром.

По материалам https://noirlab.edu