Суперземля полностью лишилась атмосферы из-за своей звезды

Международная группа астрономов изучила суперземлю GJ 1252b, вращающуюся вокруг, близкого к Солнечной системе, красного карлика. Исследователям не удалось найти следов атмосферы у этого мира. Открытие может сыграть важную роль в оценке общего количества жизнепригодных экзопланет.

Красный карлик
Красный карлик в представлении художника. Источник: NASA

Большинство звезд во Вселенной — это красные карлики. Такие миры испускают намного меньше энергии, нежели Солнце, поэтому зона обитаемости в их системах обычно находится на относительно небольшом расстоянии от поверхности светила. Однако это порождает проблему. Хотя красные карлики и заметно тусклее солнцеподобных светил, время от времени они производят очень мощные вспышки. В сочетании с мощными звездными ветрами их может быть достаточно, чтобы со временем полностью сдуть атмосферу землеподобной экзопланеты в зоне обитаемости. Из-за этого многие ученых довольно скептически оценивают шансы найти жизнь в подобных системах.

Потерявшая атмосферу суперземля

Международная команда исследователей попыталась найти ответ на этот вопрос. В качестве объекта для изучения они выбрали экзопланету GJ 1252b. Она расположена на расстоянии 65 световых лет от Земли, ее масса превосходит массу нашей планеты в 1,3 раза. Орбита экзопланеты проходит на очень небольшом расстоянии от родительской звезды, составляющем всего 1,5 млн км. Это в тридцать раз меньше, чем минимально возможная дистанция между Солнцем и Меркурием. GJ 1252b совершает один оборот вокруг своей звезды всего за 12 часов.

Суперземля у красного карлика
Суперземля у красного карлика в представлении художника. Источник: Gabriel Pérez Díaz, SMM (IAC)

В ходе серии наблюдений ученые измерили поток  инфракрасного излучения планеты от ее дневной стороны. Последующий анализ показал, что ее температура превышает 1200°С. Таким образом, на ее поверхности расплавилось бы золото.

Эти данные, а также иные свидетельства, привели астрономов к заключению, что у  GJ 1252b нет газовой оболочки. При этом, в далеком прошлом, у экзопланеты возможно имелась атмосфера, состоящая из углекислого газа. Но как показывают расчеты, даже если GJ 1252b изначально  имела в 700 раз больше углерода чем Земля, под действием столько мощного излучения весь CO₂ полностью бы разрушился.

Конечно, из-за экстремальной близости к своей звезде GJ 1252b никогда не рассматривалась в качестве перспективного места для поисков жизни. Но исследователи отмечают, что аналогичный механизм потери газовой оболочки может быть распространен и на других мирах у красных карликов.

По материалам https://www.sciencealert.com