Суперземля и мининептун сошлись в орбитальном танце вокруг красного карлика

Команда астрономов из Льежского университета объявила об обнаружении ранее неизвестной суперземли и мининептуна, обращающихся вокруг звезды TOI-2096. Они находятся в орбитальном резонансе по отношению друг к другу.

Звездная система TOI-2096 в представлении художника. Источник: Lionel J.Garcia

TOI-2096 представляет собой красный карлик, расположенный на расстоянии 156 световых лет от Земли. В ходе изучения данных, собранных наземными обсерваториями и космическим телескопом TESS, исследователи обнаружили периодические изменения блеска звезды. Они вызваны транзитами двух обращающихся вокруг нее экзопланет.

Радиус внутренней экзопланеты TOI-2096 b на 20% превышает радиус Земли. Равновесная температура ее поверхности оценивается в 172 °C. Внешняя экзопланета TOI-2096 с представляет собой мининептун. Ее радиус в 1,9 раза превышает земной, равновесная температура поверхности оценивается в 76 °C.

Находка интересна по нескольким причинам. Найденные экзопланеты относятся к классам тел, аналогов которых нет в нашей Солнечной системе. В то время как TOI-2096 b является каменистой суперземлей, то TOI-2096 c должна иметь каменное ядро, окруженное массивной оболочкой, состоящей из более легких элементов — различных газов и/или воды.

Другой интересный факт заключается в том, что орбиты экзопланет находятся в резонансе 1:2. За то время, пока  внешняя экзопланета совершает один оборот вокруг звезды (ее период обращения 6,38 дня), внутренняя успевает совершить два витка (ее период обращения с оставляет 3,12 дня). Из-за подобной синхронизации они оказывают мощное гравитационное воздействие друг на друга, что приводит к задержкам и ускорениям времени их транзитов.

Астрономы планируют использовать это обстоятельство, чтобы вычислить массы экзопланет. Это позволит лучше понять особенности их внутреннего строения, и как именно была сформирована эта система.

По материалам https://www.exotic.uliege.be