Ступень китайской ракеты «Чанчжэн-5B» упала в море Сулу

30 июля центральная ступень ракеты «Чанчжэн-5B» вошла в земную атмосферу над юго-восточной Азией. По данным Китайского национального космического управления, ее обломки упали в море Сулу. Оно находится в Тихом океане между Филиппинами, Малайзией и Индонезией.

Вскоре после этого события в сети появилось несколько видео, сделанных жителями Индонезии и Малайзии. Они демонстрируют вход в атмосферу и распад какого-то объекта. Исходя из его скорости движения и поведения, практически наверняка это ступень «Чанчжэн-5B». На данный момент неизвестно, все ли ее обломки упали в море, или каким-то из них удалось достичь суши.

Космическая «русская рулетка»

Как правило, являющиеся наиболее крупным компонентом ракет-носителей центральные (первые ступени) не набирают первой космической скорости и возвращаются на Землю сразу после запуска. Примерные районы их падения заранее закрываются для воздушного движения и судоходства.

Место падения ступени ракеты «Чанчжэн-5B». Источник: Marco Langbroek

Однако «Чанчжэн-5B» является исключением. При миссиях с выводом грузов на низкие околоземные орбиты ее центральная ступень набирает достаточную скорость, чтобы остаться в космосе. Ее длина составляет 30 метров, диаметр — 5 метров, масса (без топлива) — порядка 21 тонны. Последний показатель сопоставим с массой советской орбитальной станции «Салют-7». При этом, двигатели «Чанчжэн-5B» не обладают возможностью повторного включения.  А это означает, что у инженеров нет возможности свести ее с орбиты над предварительно выбранным участком.

Таким образом, каждый запуск с участием «Чанчжэн-5B» превращается в своеобразную «русскую рулетку». Заранее известно лишь, что ее центральная ступень войдет в атмосферу в районе между 41° северной и 41° южной широты. Сделать более точный прогноз обычно не представляется возможным из-за множества факторов, способных повлиять на поведение ступени. А всего лишь минутная погрешность в расчете времени означает, что точка входа в атмосферу сместится на 500 км.

Пуск ракеты «Чанчжэн-5В» с модулем «Вэньтян». Источник: CASC

Хорошая новость заключается в том, что большая часть ступени обычно сгорает в атмосфере. Но некоторые ее фрагменты (например, двигатели) могут достигнуть поверхности. Подобное, например, произошло в 2020 году, когда несколько обломков «Чанчжэн-5B» упали на территории Кот-д’Ивуара.

Критика китайских властей

Стоит отметить, что NASA уже несколько раз критиковало китайские власти за отсутствие усилий по активному своду с орбиты и затоплению в безопасных районах ступеней ракет. Этот случай не стал исключением. Администратор NASA осудил власти КНР в том, что они снова не предоставили конкретную информацию о траектории полета «Чанчжэн-5B» и ее ступени, которая могла бы позволить лучше оценить потенциальные риски ее падения.

Следующая «русская рулетка» с участием центральной ступени «Чанчжэн-5B» состоится уже осенью этого года. В октябре ракета отправит на орбиту второй лабораторный модуль для станции «Тяньгун».