Стратосфера насыщена экзотическими металлами: их происхождение обеспокоило ученых

Недавнее исследование, проведенное на высоте более 12 км над Землей, обнаружило, что стратосфера нашей планеты заполнена микроскопическими частицами металла и других элементов, которые происходят от обломков космических аппаратов, сгоревших при входе в атмосферу.

Космический мусор в представлении художника. Источник: Spacejunk3D, LLC

По результатам исследования, которое было проведено на исследовательском самолете в стратосфере над Арктикой и в котором участвовали ученые из Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), было обнаружено большое количество различных «чужеродных» элементов, например, алюминия. Среди экзотических элементов, в частности, были обнаружены ниобий и гафний — редкие металлы, которые почти не встречаются в природе, но используются в создании жаростойких и высокоэффективных сплавов.

Сперва казалось загадкой, как именно эти элементы оказались в стратосфере. Но ученые смогли установить, что они происходят от космического мусора — отработанных космических аппаратов или ракетных ускорителей, вошедших в плотные слои атмосферы Земли и сгоревших.

Исследование на высоте 1050 км

Для проведения исследования использовался специальный инструмент под названием PALMS, или Particle Analysis by Laser Spectrometry (анализ частиц с помощью лазерной спектрометрии), который был установлен на исследовательском самолете. Этот инструмент позволил собирать и анализировать отдельные частицы воздуха во время полета, что создало возможность подробно исследовать состав стратосферы.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences и включаются в общий контекст изучения аэрозольных частиц в стратосфере, которая расположена на высоте от 10 до 50 км над поверхностью Земли. Эта часть атмосферы содержит озоновый слой, который выполняет важную функцию в защите нашей планеты и ее живых существ от вредного ультрафиолетового излучения Солнца.

Ухудшение проблемы засорения

Ученые признают, что уровни загрязнения в стратосфере могут казаться небольшими, но с повышением количества запусков спутников в космос эта проблема может усугубиться.

«За последние пять лет было запущено более 5000 спутников, и большинство из них вернутся в атмосферу в течение следующих пяти лет. Мы должны понять, как это может повлиять на состав и свойства стратосферных аэрозолей», — отметил соавтор исследования Мартин Росс из Аэрокосмической корпорации.

На сегодняшний день сайт OrbitingNow ведет каталогизацию объектов в космическом пространстве, и он уже отслеживает около 8000 объектов на низкой околоземной орбите, которые впоследствии сгорят в атмосфере. Такие исследования помогают лучше понимать влияние космического мусора на нашу планету и ее окружающую атмосферу.

Ранее мы рассказывали о том, как два больших куска мусора едва не вызвали катастрофу на орбите.

По материалам weather.com.