Два больших куска мусора едва не вызвали катастрофу на орбите

Неработающий советский спутник «Космос-803» и ступень китайской ракеты «Чанчжэн-4C» едва не столкнулись на орбите. Если бы эти два куска космического мусора не разминулись, это могло бы привести к катастрофическим последствиям.

Куски мусора на орбите
Куски мусора на орбите. Источник: www.space.com

Куски космического мусора едва не столкнулись

Служба управления космическим движением Leolabs, которая отслеживает орбиты всех действующих и «мертвых» спутников, а также просто различных объектов, кружащих вокруг Земли, сообщает о катастрофе, которая едва не произошла 13 сентября. Тогда едва не столкнулись два больших куска космического мусора: старый советский спутник и ступень китайской ракеты.

Объекты сблизились на минимальную дистанцию, но все же пролетели один мимо другого. Согласно сообщению Leolabs, первый был старым советским спутником «Космос-803». Его запустили еще в 1976 году и он давно уже не работал. Однако масса его была достаточно значительной — 400 кг.

Второй объект был верхней ступенью китайского носителя «Чанчжэн-4C». Он оказался на орбите пять лет назад и до сих пор не упал на Землю. Оба куска мусора в момент максимального сближения, которое произошло на высоте 689 м, имели скорость 7,5 км/с.

Чем опасно столкновение

По подсчетам Leolabs, минимальное расстояние между двумя кусками мусора составляло всего 36 м. Это соответствует шансу столкновения в 0,1 процента. Если бы оно таки произошло, то образовалось бы около 3000 обломков. На этой высоте еще есть следы атмосферы, но они слишком разрежены, чтобы затормозить даже небольшие фрагменты.

Они оставались бы на орбите месяцами, пока не упали бы на Землю и не сгорели в атмосфере. Сколько бед они натворили бы за это время, можно только догадываться. Весь прошлый год МКС приходилось уклоняться от обломков, образовавшихся в результате испытания российского противоспутникового оружия.

Результат столкновения двух кусков мусора мог быть еще грандиознее. Вполне возможно, что он угрожал бы не только МКС, но и китайской станции «Тяньгун», а также многочисленным активным спутникам.