«Страшная Барби» оказалась мощнее взрыва сверхновой

Ученые изучают транзиентное событие, известное как «Страшная Барби». Они установили, что на самом деле это черная дыра, которая извлекает из соседней звезды вещество и выстреливает его в космос с релятивистской скоростью. При этом яркость этого события больше, чем взрыв сверхнового.

«Страшная Барби»
«Страшная Барби». Источник: Mark Garlick/Science Photo Library

«Страшная Барби» в глубинах космоса

Астрономы рассказали о чрезвычайном событии, которое произошло в глубинах космоса и получило название «Страшная Барби». Это очень мощный всплеск энергии, который длится месяцами и превосходит даже то, что происходит во время сверхновых вспышек.

Самое интересное, что «Страшную Барби» не смогли увидеть сразу, как только она стала заметной. Помог в этом алгоритм машинного обучения Recommender Engine For Intelligent Transient Tracking, прочесывавший данные наблюдений нескольких телескопов за последние несколько лет и обративший на нее внимание.

На самом деле «Страшная Барби» представляет собой так называемое транзиентное событие, то есть явление, наблюдаемое в течение ограниченного времени и больше не повторяющееся. Свое название она получила из-за набора символов, которыми ее обозначил генератор случайных чисел — ZTF20abrbeie. Подобным образом новый класс сверхновых получил название «коровы».

Что это такое

Ученые считают, что они хорошо поняли природу «Страшной Барби». На самом деле это черная дыра, разрывающая на куски звезду, которая неосторожно приблизилась к ней. Произошло это на расстоянии 7,7 млрд световых лет от нас, то есть далеко за пределами местной группы галактик.

Когда звезда приближается к черной дыре, то приливные силы последней становятся сильнее ее собственной гравитации. Они вытягивают часть светила в длинное «спагетти», которое начинает падать на черную дыру, а при падении закручивается вокруг нее.

Но полностью «переварить» эту массу черная дыра не может. Вместо этого она «выстреливает» ее в пространство, частично превратив в энергию. Подобные события наблюдались учеными неоднократно. От всех них «Страшная Барби» отличается своей мощностью и тем, что длится не несколько недель, а уже почти два года.

Почему так происходит, ученые пока что сказать не могут. Возможно, в этом поможет разобраться космический телескоп James Webb. Как отмечают авторы исследования, во Вселенной еще много вещей, сути которых мы не понимаем.