Странствующая черная дыра может оказаться самой маленькой из известных

Единичная черная дыра, обнаруженная некоторое время назад, может оказаться самой маленькой из известных людям. Если новая оценка ее массы верна, это многое расскажет об эволюции звезд.

Странствующая черная дыра
Единичная черная дыра. Источник: Newatlas.com

Странствующая черная дыра получила новую оценку массы

Недавно научный мир всколыхнуло сообщение об открытии первой изолированной черной дыры. Ранее двойные системы находили только в двойных системах, где их выдает поглощение вещества и гравитационное взаимодействие.

В этот раз невидимое тело выдало гравитационное линзирование. Странствующая черная дыра находилась на расстоянии 5000 световых лет от нас, ее сила притяжения искривила и усилила свет звезды, находившейся за ней на расстоянии 19 тыс. световых лет от нас.

Авторы исследования тогда оценили массу объекта в 7,1 массы нашего светила. Однако недавно другая команда воспользовалась теми же исходными данными и оценила черную дыру всего в 1,6 — 4,4 массы Солнца, и это не только сделало новую черную дыру самой маленькой из известных, но и поставило вопрос об эволюционных путях подобных объектов.

Эффект микролинзирование от черной дыры
Эффект микролинзирования. Источник: NASA, ESA

Минимально возможная масса черной дыры

Когда сверхновая звезда взрывается, большая часть ее массы выбрасывается наружу, а меньшая образует компактный остаток. Поэтому черные дыры обычно образуются со звезд массой от 20 солнечных. Никакого подобного объекта массой менее 5 масс Солнца до сих пор не найдено.

С другой стороны, нейтронные звезды могут образовываться при взрыве сверхновых массой от 8 до 20 солнечных. Их собственный вес может достигать 2,3 массы нашего светила, хотя таких больших пульсаров или магнетаров также не обнаружили.

Как действительно выглядят остатки сверхновых в диапазоне масс от 2 до 5 масс Солнца, никто не знает. И именно этот промежуток почти полностью перекрывает новая оценка веса «странствующей невидимки». Даже если принять ее ближе к верхнему пределу, это очень подвинет наше знание о звездной эволюции.

Если же масса черной дыры окажется ниже нижней оценки, то это вообще может серьезно изменить наши взгляды на Вселенную. Потому что большая часть остатков сверхновых окажется не нейтронными звездами, а черными дырами, а значит, их во Вселенной существенно больше.