Старый телескоп увидел нечто странное за пределами Нептуна

Ученые не перестают искать девятую планету на задворках Солнечной системы с тех пор, как этого статуса лишился Плутон. Некоторые астрофизики подозревают, что нечто с большой гравитацией существует в поясе Койпера удаленном месте за орбитой Нептуна, полном астероидов, ледяных объектов и комет. Странные движения небесных тел в этом поясе указывают на то, что некий гигантский объект влияет на их поведение.

Дев'ята планета
Девятая планета в представлении художника. Иллюстрация: Caltech/R. Hurt (IPAC)

В 1983 году астроном Майкл Роуэн-Робинсон провел поиск предполагаемой десятой планеты, используя данные первого инфракрасного космического телескопа IRAS. Попытки найти хоть что-то интересное к 1991 году не увенчались успехом.

Недавние исследования определили новые места поисков, где может скрываться неуловимая девятая планета. Роуэн-Робинсон пересмотрел свои записи 38-летней давности и обнаружил три инфракрасных источника, которые, по его словам, могут быть потенциальными кандидатами на статус планеты. Это произошло в 1983 году, когда первый инфракрасный космический телескоп IRAS уловил загадочные светящиеся источники, напоминающие отблески света поверхности планеты. Статью об этом ученый опубликовал в Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества. Сейчас она размещена на сервере препринтов arXiv.

Увы, старый телескоп не обладал достаточной разрешающей способностью, чтобы детально рассмотреть таинственные объекты. Поэтому за обследование этого района вскоре возьмется Обсерватория имени Веры Рубин в Чили. Сейчас она находится на стадии строительства. После запуска телескоп будет еженедельно снимать все небо с помощью самой большой цифровой камеры из когда-либо построенных. Кто знает, возможно, она подтвердит наличие новой планеты в Солнечной системе.

Какой может быть девятая планета?

Девятая планета (или планета X) долгое время рассматривалась как теоретическая. Открытие Нептуна в 1846 году было связано тем, что орбита Урана оказалась несколько иной, чем предсказывали математические расчеты. Астрономы XIX века догадались, что некий объект гравитационно возмущает Уран это был Нептун.

Наблюдения за восьмой планетой заставили астрономов поверить в то, что за ней находится еще одна. Плутон был обнаружен в 1930 году. Но его размеры не могли повлиять на орбиту Нептуна. Ученые подсчитали, что масса девятой планеты должна быть в несколько раз больше земной, а ее полный оборот вокруг Солнца составлять как минимум тысячу лет.

Конечно, девятая планета лишь один из ответов на вопрос, почему орбиты некоторых объектов неустойчивы. Одна из альтернативных теорий состоит в том, что вместо девятой планеты на самом деле существует огромное кольцо из обломков. Другие предположили, что, возможно, это черная дыра размером с шар для боулинга.

Напомним, что поиски девятой планеты помогли обнаружить самое далекое тело Солнечной системы.