США объявили мораторий на испытания противоспутникового оружия

США объявили мораторий на испытания противоспутникового оружия прямого действия, которое приводит к образованию космического мусора. Соответствующее заявление было сделано американским вице-президентом Камалой Харрис во время ее выступления на базе ВВС США на космодроме Ванденберг.

МиГ-31 с противоспутниковой ракетой. Источник: Тopwar.ru

По словам Харрис, американский мораторий часть международной компании, целью которой является создание новых правил поведения в космическом пространстве. США призывают другие страны присоединиться к их инициативе и отказаться от испытаний противоспутникового оружия.

История испытаний противоспутникового оружия

За последние десятилетия на околоземной орбите состоялось четыре испытания, закончившихся уничтожением космических аппаратов. Наиболее опасными из них были китайский тест 2007 года и российский 2021 года. В ходе первого испытания КНР сбила метеоспутник FY-1C. Уничтожение аппарата привело к образованию более чем трех тысяч фрагментов, что единовременно увеличило на четверть существовавшую тогда популяцию космического мусора. Проблему усугубило то, что FY-1 находился на высокой 865-километровой орбите. По словам Харрис, даже сейчас в космосе остается еще порядка 2800 обломков китайского аппарата.

Российские стрельбы по «Космосу-1408» стали зловещим предзнаменованием событий этого года. В их ходе образовалось облако из нескольких тысяч обломков на высотах от 440 км до 520 км. Это наиболее «заселенные» орбиты,  где летает значительная часть действующих космических аппаратов. Более того, по мере постепенного снижения высоты орбиты они начнут создавать прямую угрозу для  МКС и китайской орбитальной станции.

Уничтожение «Космоса-1408» вновь пробудило страхи о возможности возникновения синдрома Кесслера. Это сценарий, в ходе которого фрагменты космического мусора начнут сталкиваться между собой и другими спутниками, что приведет к возникновению самоподдерживающейся реакции разрушений. Ее итогом может стать то, что человечество на долгое время  лишится возможности запускать что-либо в космос.

Реакция экспертов

Неудивительно, что многие космические агентства приветствовали решение США, назвав его правильным шагом на пути к обеспечению безопасности космического пространства. Но нашлись и критики, указывающие на то, что односторонний запрет лишь даст преимущество Китаю и россии, которые занимаются созданием новых систем противоспутникового вооружения и выступают против милитаризации космоса.

Космический мусор в представлении художника. Источник: Intelligent Living

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что американский мораторий распространяется лишь на испытания с оружием прямого действия (то есть ракеты), приводящим к образованию космического мусора. Это означает, что суборбитальные тесты, а также другие оружейные системы вроде лазеров не подпадают под действие моратория.