Спутники показали колоссальное извержение в Тихом океане

15 января в Тихом океане произошло извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, расположенного вблизи островного государства Тонга. Оно стало одним из наиболее мощных  в этом регионе за последние 30 лет.

Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай «глазами» спутника GOES-West. Источник: NOAA

По данным геологической службы Тонга, высота выброшенного вулканом шлейфа из дыма и пепла достигла 20 км. Восьмиминутное извержение было таким мощным, что его звук слышали даже на Аляске, а вызванные ударной волной изменения атмосферного давления были зафиксированы в Испании. Кроме того, оно привело к образованию цунами, обрушившегося на Тонгу. Также сообщается, что 1,2-метровая волна добралась до Японии, перевернув несколько судов. К счастью, согласно имеющейся информации, обошлось без жертв.

Извержение вулкана Тонга: вид из космоса

Учитывая масштаб извержения, неудивительно, что оно было зафиксировано рядом космических аппаратов. Одни из наиболее эффектных кадров были сделаны расположенным на геостационарной орбите японским метеоспутником Himawari-8.

Другим «очевидцем» события стал принадлежащий Национальному управлению океанических и атмосферных исследований США спутник GOES-West. Представленная анимация охватывает первый час извержения.

Следующая анимация также была составлена из снимков, сделанных спутником GOES-West с геостационарной орбиты. Она демонстрирует как само извержение вулкана, так и последующее распространение в атмосфере ударных волн и выброшенного газа и пепла. Видео охватывает промежуток времени в 12 часов.

«Исчезнувший» остров

Стоит отметить, что Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай начал проявлять активность еще в декабре 2021 года. Снимки, сделанные аппаратами компании Planet, показывают процесс постепенного «исчезновения» небольшого острова, который располагался над вулканом. Первый кадр был сделан 7 января 2022 года, второй — 14 января, всего за несколько часов до колоссального извержения.

Судя по всему, извержение полностью уничтожило остров. Об этом говорят радарные изображения, полученные спутником проекта Sentinel-1. Сделанный сразу после извержения вулкана снимок демонстрирует фактическое исчезновение острова.

Радарные изображения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Источник: ESA

Напомним, что ранее спутники показали последствия разрушительного торнадо в США и извержения вулкана на Канарских островах.