Спутники обнаружили на дне океана 19 тысяч неизвестных вулканов

Большая часть дна земных океанов до сих пор остается неисследованной. В новой работе ученые использовали радарные спутники, чтобы найти подводные вулканы. Их оказалось около 19 тысяч.

Подводный вулкан
Подводный вулкан. Источник: www.whoi.edu

Радарные спутники и подводные вулканы

Ученые из ряда университетов исследовали рельеф морского дна с помощью спутников. Они хотели охватить как можно большую площадь и найти подводные горы, которые образовались вследствие вулканической деятельности. Для этого они использовали сателлиты, на которых установлены радары с синтезированной апертурой (SAR).

SAR-спутники могут легко различать объекты на поверхности Земли даже ночью, во время тумана и сквозь облака. Однако пробиться через толщу океанской воды и узнать, на что похоже дно, не могут даже они.

Зато с точностью до миллиметров SAR-спутники способны измерять уровень самого океана. А на него влияет эффект, называемый морской насыпью. Он заключается в том, что горные массивы под водой создают гравитационную аномалию, которая очень слабо, но влияет на воду в этом месте.

Таким образом можно обнаружить горы под поверхностью океана. Благодаря своим исследованиям ученые узнали о существовании 19 тысяч ранее неизвестных подводных вулканов. Это открытие влечет за собой ряд достаточно важных последствий.

Почему открытие подводных вулканов так важно

Дно Мирового океана Земли менее изучено, чем поверхность Луны. Даже простое картографирование сделано только для четверти его поверхности. А она не менее разнообразна, чем у суши. В частности, горы встречаются на ней так же часто.

Спутниковое изображение подводных вулканов
Спутниковое изображение подводных вулканов. Источник: Earth and Space Science (2023). DOI: 10.1029/2022EA002331

Горы на дне океана делятся на две очень разные категории, в соответствии со своим происхождением и формой. Одни из них образуются в результате столкновения литосферных плит. Они формируют огромные массивы, которые протянулись через все моря и достаточно неплохо изучены.

Однако на морском дне хватает также гор, которые образовались вследствие извержения вулканов и обычно расположены поодиночке. Они до сих пор практически не картографированы, и это может привести к плохим последствиям. За последние несколько десятилетий американские субмарины дважды едва предотвратили столкновение с ними.

Новое исследование делает подводное плавание более безопасным. Кроме того, теперь стало возможным точнее моделировать подводные течения на дне океана, ведь рельеф достаточно сильно влияет на них. Например, когда холодное глубинное течение врезается в гору, то его воды выталкивает вверх. И они начинают воздействовать на происходящее на поверхности.