Солнечный зонд сфотографировал поверхность Венеры

Американский зонд PSP (Parker Solar Probe) сумел получить изображения Венеры в видимом свете, на которых видны детали рельефа планеты. Об этом говорится в статье, недавно опубликованной в издании Journal Geophysical Research Letters.

Гравитационные маневры PSP

PSP был запущен в 2018 году. Основная цель его миссии заключается в исследовании верхних слоев атмосферы Солнца. Чтобы подобраться поближе к звезде, аппарат периодически совершает пролеты Венеры, используя ее гравитацию для уменьшения перигелия своей орбиты.

Два последних визита PSP к Венере состоялись в 2020 и 2021 году. Специалисты миссии воспользовались этой возможностью, чтобы собрать побольше информации о второй планете Солнечной системы. Зонду удалось зафиксировать радиосигналы, испускаемые ионосферой Венеры. Кроме того, инженеры использовали находящуюся на борту PSP камеру WISPR для съемки ночного полушария планеты.

Стоит отметить, что WISPR не рассчитана на фотографирование планет. Ее предназначение — съемка в видимом свете солнечной короны и структур внутренней части гелиосферы. Поэтому основной целью  «фотосессии» было получение изображений густых венерианских облаков, которые полностью скрывают поверхность от внешних наблюдателей.

Свечение поверхности Венеры

В ходе изучения сделанных PSP снимков ученых ожидал сюрприз. WISPR удалось запечатлеть серию темных и светлых образований. После сравнения изображений с топографическими картами, стало понятно, что это не облака, а детали рельефа самой Венеры.

Анимация, составленная из снимков Венеры, сделанных зондом PSP во время пролета планеты. Источник: NASA/APL/NRL

По мнению астрономов, WISPR удалось запечатлеть слабое свечение, производимое раскаленной поверхностью планеты (это можно сравнить со свечением извлеченного из кузницы куска железа).  Дело в том, что даже на ночной стороне температура Венеры составляет порядка 470°C. Судя по всему, ее поверхность испускает слабое излучение, находящееся на стыке между видимым и ближним инфракрасным диапазоном.

WISPR осуществляет съемку в диапазоне между 470 и 800 нм, в то время как воспринимаемый человеческим глазом свет находится в промежутке между 380 и 750 нм. Вероятно, чувствительности камеры оказалось достаточно для того, чтобы увидеть свечение поверхности Венеры. Стоит отметить, что если бы аппарат снимал дневное полушарие планеты, оно бы затерялось на фоне отражаемого ее облаками солнечного света.

Изучив снимки PSP, ученые смогли идентифицировать ряд регионов на поверхности, включая Землю Афродиты и равнину Айно. Темные участки соответствуют более холодным высокогорьям, светлые — горячим равнинам.

Сравнение сделанного PSP снимка Венеры (слева) и ее топографической карты (справа). Источник: NASA/APL/NRL /Magellan Team/JPL/USGS

По словам исследователей, собранные PSP данные ценны не только с точки зрения изучения рельефа планеты. Каждое нагретое вещество излучает на своей строго определенной длине волны. Комбинируя снимки PSP с результатами других межпланетных миссий, ученые смогут вычислить, какие минералы доминируют на поверхности Венеры.

В ближайшие годы ко второй планете Солнечной системы отправится сразу несколько новых миссий. Одна из них является частной и будет запущена в 2023 году при помощи ракеты Electron. Подготовкой еще двух миссий занимается NASA. Свои аппараты к Венере также планируют отправить ОАЭ и ESA.