Солнечный столб над ALMA (фото)

Представленное изображение было получено на чилийском плато Чахнатор. Оно демонстрирует закатное небо над одной из антенн комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array).

Закатное небо над одной из антенн комплекса ALMA. Источник: C. Duran / ESO

Плато Чахнатор находится на высоте свыше пяти тысяч метров над уровнем моря в пустыне Атакама и является одним из лучших мест на планете для размещения астрономических инструментов, способных вести наблюдения в инфракрасном и субмиллиметровом диапазоне. Воздух на этой отметке отличается невероятной сухостью, что значительно уменьшает эффект поглощение излучения на этих длинах волн водяным паром, содержащимся в атмосфере. А удаленность от цивилизации снижает риск воздействия случайных электромагнитных помех на приемники астрономов.

Представленный снимок был сделан во время заката. Он демонстрирует весьма редкие для этого региона облака, окрасившиеся в разные оттенки красного и синего. Также можно увидеть солнечный столб. Это оптическое явление возникает из-за наличия кристалликов льда в атмосфере.

Запечатленная на фото антенна, является частью комплекса ALMA. В общей сложности, он состоит из 66 антенн. 54 из них имеют диаметр 12 метров, еще 12 — диаметр 7 метров. Они не являются стационарными и могут устанавливаться на разные площадки, расположенные на расстоянии до 16 км друг от друга. Для их транспортировки по плато Чахнатор используется два 20-метровых тягача.

Все 66 антенн ALMA объединены в единый радиоинтерферометр, на данный момент  являющийся мощнейшим из всех когда-либо построенных. Обсерватория является одним из важнейших инструментов современной астрономии. Она используется для изучения туманностей, регионов активного звездообразования, поиска новорожденных экзопланет, а также приняла участие в получении исторического снимка тени черной дыры.