Солнечный шторм уничтожил 40 спутников Starlink

Разразившаяся в начале февраля геомагнитная буря привела к гибели 40 новейших спутников Starlink. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте компании SpaceX.

3 февраля ракета Falcon 9 отправила в космос очередную партию из 49 спутников Starlink. Запуск прошел в штатном режиме, аппараты были выведены на орбиту с высотой перигея в 210 км. Однако вскоре спутниковые споттеры отметили, что с запущенными аппаратами происходит что-то странное. Несколько из них вошли в атмосферу, а большинство так и не начали маневр по подъему высоты своей орбиты.

Разрушительный солнечный шторм

В своем недавнем заявлении компания SpaceX объяснила происходящее последствиями геомагнитного шторма, возникшего из-за достигшего нашей планеты коронального выброса на Солнце. Несмотря на относительно локальный характер бури, она привела к весьма печальным последствиям для группы Starlink.

Вспышка на Солнце. Источник: NASA/SDO/AIA

Дело в том, что аппараты Starlink изначально выводятся на весьма низкие орбиты. Если какой-то из спутников окажется бракованным, то он достаточно быстро войдет в земную атмосферу и не станет космическим мусором. Если же все в порядке, то спутники приступают к выполнению маневра набора высоты.

К сожалению, запуск Starlink совпал по времени с началом геомагнитной бури. Настигший Землю корональный выброс привел к уплотнению верхних слоев земной атмосферы. По оценкам SpaceX, создаваемое ими сопротивление увеличилось на 50% по сравнению с предыдущими запусками. В результате инженеры компании перевели спутники в безопасный режим, в котором они летают в положении «ребром» (как лист бумаги), чтобы свести к минимуму влияние атмосферы.

Этих мер оказалось недостаточно. Согласно заявлению SpaceX, предварительный анализ данных показывает, что повышенное сопротивление на малых высотах помешало спутникам выйти из безопасного режима. До 40 аппаратов или уже вошли, или в ближайшее время войдут в земную атмосферу. Сходящие с орбиты спутники не представляют опасности. Они сконструированы таким образом, чтобы полностью разрушаться в атмосфере, не образуя опасных обломков.

Спутники Starkink в представлении художника. Источник: SpaceX

Нынешняя ситуация наглядно демонстрирует опасность солнечной активности для космической техники. Она может вредить работе спутников и космонавтов на орбите и вызывать серьезные помехи в работе наземной радиоаппаратуры. А наиболее мощные вспышки могут даже приводить к нарушению работы земных электросетей. Сейчас Солнце движется к максимуму очередного цикла своей активности, который должен наступить в 2025 году.

По материалам https://www.spacex.com