Смерть динозавров вызвал двойной Армагеддон

Ученые доказали, что кратер Чиксулуб образовался в результате падения астероида, уничтожившего большинство динозавров. Но, как оказалось, он был не единственным ответственным за массовое вымирание гигантских ящеров. У смертельного астероида был «младший брат».

400-метровый астероид
Изогнутый рельеф на морском дне у побережья Западной Африки, вероятно, образовался в результате падения 400-метрового астероида примерно в то же время, что и уничтоживший динозавров удар. Иллюстрация: SciTechDaily

У побережья Западной Африки, в сотнях метров под морским дном, ученые обнаружили то, что может быть остатками ударного кратера диаметром 8,5 километров, который назвали Надир. По оценкам команды, кратер образовался 66 миллионов лет назад, а это примерно в то же время, когда астероид «убийца динозавров» – Чиксулуб – врезался в регион современной Мексики. Если это подтвердится, это может означать, что динозавры погибли в результате двойного удара астероидов, сообщает ScienceNews.

На Земле обнаружено около 200 ударных кратеров. Большинство из них находится на суше. По словам планетолога из Университета Аризоны в Тусоне Вероники Брей, это потому, что ударные кратеры в море постепенно скрываются под осадком, что делает структуру Надир ценной научной находкой.

Надир

Особенности ударного кратера

Геолог Юйсдин Николсон из Университета Гериот-Ватт в Эдинбурге случайно наткнулся на структуру при анализе данных, собранных сейсмическими волнами, передающимися под землей, для обнаружения физических структур у берегов Гвинеи. На глубине километров ученый разглядел чашеобразную структуру с ярко выраженной центральной вершиной — черты, напоминающие ударный кратер. Основываясь на размерах конструкции, исследователи подсчитали, что астероид перед падением имел ширину примерно 400 метров. По оценкам исследователей, удар астероида всколыхнул Землю землетрясением магнитудой в 7 баллов и вызвал цунами на сотни метров в высоту.

Чиксулуб
Иллюстрация кратера Чиксулуб после его падения на Землю 66 миллионов лет назад. Изображение: National Geographic

«Падение 400-метрового астероида было гораздо менее разрушительным, чем удар от астероида Чиксулуба шириной примерно 10 километров. Вряд ли падение одного астероида вызвало глобальные последствия. Но вместе они только ускорили вымирание динозавров», – говорит Майкл Рампино, геолог из Нью-Йоркского университета.

Брей и его коллеги ведут переговоры по финансированию сбора образцов с кратера, планируя провести бурение в 2024 году.

Напомним, что недавно Земле угрожало столкновение с астероидом, пролетевшим на расстоянии всего 3000 км от ее поверхности.