Слияние сверхмассивных черных дыр можно произойти в ближайшие три года

Две сверхмассивные черные дыры в галактике, находящейся на расстоянии 1 млрд. световых лет, от нас все время уменьшают период взаимного вращения. В ближайшие три года ученые ожидают их слияния. Каким образом оно будет наблюдаться неизвестно, но учёные очень хотят его увидеть.

Слияние сверхмассивных черных дыр
Пара готовых слиться черных дыр. Источник: www.sciencealert.com

Слияние сверхмассивных черных дыр

Вскоре должно произойти слияние сверхмассивных черных дыр. Об этом сообщает группа китайских астрономов, наблюдающих за галактикой SDSS J1430+2303. Она находится на расстоянии 1 млрд. световых лет от нас и демонстрирует колебания, которые очень напоминают вращение двух колоссальных объектов общей массой в 200 млн раз больше солнечной друг вокруг друга.

Еще больше характер изменения сигналов ученые интерпретируют как довольно быстрое сокращение. По данным астрономов за последние три года период обращения двух черных дыр сократился с примерно одного года до одного месяца. Итак, вполне возможно, что скоро эти два объекта сольются в один.

Скоро для астрономов может означать промежутки времени, превышающие не только человеческую жизнь, но и продолжительность существования большинства современных государств. Однако на этот раз речь идет всего о трех годах, в течение которых можно ожидать слияния.

Как наблюдать событие?

Слияние сверхмассивных черных дыр — самое значительное событие, которое может увидеть современная астрономия. Кроме, по сути, грандиозности самого события она интересна также тем, что поможет решить одну из самых больших загадок современной науки.

Мы до сих пор не знаем, как сверхмассивные черные дыры в центрах галактик вырастают до такого размера. Наиболее популярная теория гласит, что происходит это именно путем слияния. Но событие в галактике SDSS J1430+2303, если оно все же состоится, станет первым, которое люди смогли увидеть.

С 2015 года астрономы смогли изучить несколько десятков слияний черных дыр. Правда, это были объекты звездной массы. Детекторы LIGO и Virgo рассчитаны на частоты, соответствующие именно такому диапазону масс. Если даже нас и ждет действительно гигантское столкновение, то гравитационных волн от него мы можем просто не почувствовать.

Да и сам вопрос существования пары сверхмассивных черных дыр на столь близкой орбите до сих пор окончательно не доказан. Потому что, кроме чудовищ, изображения которых люди научились получать недавно, там присутствует куча интересных объектов: звезды-гиганты, молекулярные облака, где происходит звездообразование, пульсары и нитевидные радиооблака. Все это излучает энергию на разных частотах и ​​однозначно интерпретируется, признаком чего является колебание излучения невозможно.

По материалам: www.sciencealert.com