Скопление Abell 3827 глазами телескопа Hubble

Представленное изображение было сделано космическим телескопом Hubble в рамках проекта по изучению темной материи. Оно составлено на основе данных, собранных установленными на борту обсерватории камерами WFC3 и ACS. Снимок демонстрирует Abell 3827 — галактическое скопление, расположенное на расстоянии нескольких миллиардов световых лет от Млечного Пути.

Галактическое скопление Abell 3827 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, R. Massey

В центре Abell 3827 можно увидеть четыре ярких объекта. Это галактики, находящиеся в процессе слияния. Создается впечатление, что они окружены странными голубоватыми структурами, но это не более чем оптическая иллюзия, природа которой объясняется положениями Общей теории относительности.

В реальности голубоватые структуры представляют собой изображение фоновой галактики. Она находится настолько далеко от Земли, что при обычных условиях даже Hubble не смог бы ее сфотографировать. Однако, масса Abell  3827 столь велика, что его гравитация, в буквальном смысле, выступила в качестве линзы, усилила и искривила свет этой галактики, породив наблюдаемый космический мираж. Астрономы давно научились использовать гравитационные линзы в качестве природных телескопов. Этот феномен предоставляет уникальную возможность изучать тусклые и далекие объекты, расположенные на самом краю видимой Вселенной.

По материалам  https://esahubble.org