Сколько спутников находится на орбите Земли?

60 лет назад искусственные спутники Земли были редкостью. С момента запуска первого аппарата Советским Союзом в 1957 году ежегодно их количество неуклонно росло. Они помогли нам объединить континенты быстрой связью, позволили следить за погодой, сделали огромный вклад в науку, улучшили навигацию и даже нашли применение в военной сфере. Теперь их настолько много, что некоторые даже создают проблемы наблюдению за Вселенной, например, проект Starlink. Их тысячи. Но какое количество спутников находится на орбите Земли по состоянию на 2021 год?

Communication Satellite Orbiting Earth
Спутник связи на низкой околоземной орбите. Изображение: NASA

В 2020 году на низкую околоземную орбиту (НОО) было выведено более 1300 новых аппаратов, а в 2021-м 1400. По данным Индекса космических объектов Организации Объединенных Наций, по состоянию на сентябрь 2021-го в общей сложности на НОО находится около 7500 активных спутников.

Переполненная орбита

Количество аппаратов на низкой околоземной орбите, которая возвышается на 2000 км от поверхности Земли, будет продолжать расти экспоненциально в ближайшие десятилетия. Это связано с возросшим количеством частных космических проектов.

Спутник
Поврежденный спутник на низкой околоземной орбите. Изображение: ALAMY

«Мы знаем, что SpaceX, OneWeb, Amazon и StarNet/GW (спутниковая сеть Китая) готовят к отправке  в общей сложности 65 000 спутников. А если учитывать государственные программы всех стран мира, то к 2030 году их количество достигнет уже 100 000», прокомментировал Аарон Боули, астроном из Университета Британской Колумбии.

Космический мусор

По мере того как в ближайшие десятилетия на орбиту будет выведено все больше спутников, количество столкновений и последующего образования космического мусора будет стремительно расти. На НОО уже есть не менее 128 миллионов обломков. Около 34 тысяч из них величиной более 10 см. Через 10 лет их количество увеличится, что создаст повышенный риск столкновений.

Столкновения не единственный источник космического мусора. По словам Боули, спутники также могут выйти из строя из-за длительного воздействия интенсивного ультрафиолетового излучения. Космический мусор может нанести ущерб другим аппаратам, а также космическим кораблям. В июне 2021-го в МКС ​​ударил обломок, пробивший дыру в манипуляторе. К счастью, обошлось без серьезных повреждений, а астронавты избежали травм.

МКС
В июне 2021 года в Международную космическую станцию ударил обломок, пробивший дыру в манипуляторе. Фото: Unsplash

В будущем повышенная спутниковая активность будет четко видна с Земли. Металлические объекты будут действовать как зеркала, отражая свет обратно к поверхности планеты. Их огромное количество радикально изменит наш взгляд на ночное небо. В будущем почти 8% света будет исходить от спутников это помешает не только любительским наблюдениям за звездами, но и профессиональным астрономам.

В итоге загрязнение НОО космическим мусором приведет к безудержной цепочке столкновений до такой степени, что мы не сможем запускать новые ракеты. Такое развитие событий известно как «синдром Кесслера». Это также может положить конец любым попыткам улететь от родной планеты и покорить другие миры.

При этом у ученых пока нет согласованного решения о том, как убрать весь мусор с орбиты. Такая задача будет невероятно дорогой и технически сложной.

Напомним, что последствия испытаний российского оружия создали десятилетнюю катастрофу на орбите Земли.