Сколько раз планеты облетели Солнце по орбите за 4,5 млрд лет?

Находясь на Земле, мы не чувствуем, как наша планета движется вокруг Солнца со скоростью в среднем 107,8 тысяч км/ч. За очевидной красотой этого космического танца скрыто невероятное количество оборотов, которое каждая планета успела выполнить за миллиарды лет существования Солнечной системы.

За красотой космического танца вокруг Солнца скрыто невероятное количество оборотов, сделанных каждой планетой за более чем 4,5 млрд лет
За красотой космического танца скрыто невероятное количество оборотов, сделанных каждой планетой вокруг Солнца за более чем 4,5 млрд лет. Иллюстрация: Unsplash

Но сколько витков вокруг Солнца сделала каждая планета за это время? На первый взгляд кажется, что это сложно подсчитать. Однако, поскольку планетные орбиты большую часть своей истории остаются практически неизменными, все, что нужно — это немного простой математики.

Солнечная система возникла 4,6 млрд лет назад из облака газа и пыли, оставшегося после звездного взрыва. Из него впоследствии сформировались Солнце и сопутствующие планеты. По данным Планетного общества, планеты-гиганты родились около 4,59 млрд лет назад, а меньшие каменистые — Меркурий, Венера, Земля и Марс — сформировались примерно 4,5 млрд лет назад.

Важным моментом в эволюции Солнечной системы была «динамическая нестабильность», наступившая примерно через 100 млн лет после образования первых планет. Она вызвала гравитационное перетягивание и «катапультирование» остаточного материала за пределы сферы действия притяжения Солнца. Правда, когда планеты пережили турбулентное начало и оказались на стабильных орбитах, их движение стало почти неизменным.

Орбитальный период планет Солнечной системы очень отличается с расстоянием от Солнца
Орбитальные периоды планет Солнечной системы сильно отличаются в зависимости от расстояния до Солнца. Иллюстрация: Live Science

«В течение 98-99% жизни Солнечной системы орбиты планет оставались стабильными», — подчеркивает астроном Шон Реймонд из Бордоской астрофизической лаборатории во Франции.

Важным свойством является то, что можно определить количество оборотов каждой планеты, используя их текущую орбитальную динамику. Например, Земля, существуя 4,5 млрд лет, выполнила около 4,5 млрд оборотов вокруг Солнца.

Но каждая планета движется с разной скоростью. Меркурий, находясь ближе всего к Солнцу, делает один оборот за 88 дней, поэтому он совершил около 18,7 млрд оборотов за 4,5 млрд лет. С другой стороны, наиболее удаленный от Солнца Нептун завершает один оборот за 164,7 лет, поэтому за время своего существования он совершил лишь 27,9 млн оборотов.

Подсчет оборотов орбит планет Солнечной системы за последние 4,5 млрд лет
Число оборотов планет Солнечной системы вокруг Солнца за последние 4,5 млрд лет

Хотя вышеупомянутые цифры впечатляют, следует отметить, что большинство планет имеют возможность удвоить количество оборотов до конца своей «жизни». Когда примерно через 4,5 млрд лет Солнце превратится в красный сверхгигант, объекты за пределами Пояса астероидов (а возможно — даже Марс и Земля) уцелеют, но их орбиты могут существенно измениться.

Ранее мы сообщали о том, как астрономы создали классификацию планетных систем.