Астрономы создали классификацию одинарных звездно-планетных систем

Команда швейцарских астрономов разработала новую схему классификации планетных систем. Она состоит из четырех основных классов.

Коллаж, демонстрирующий основные объекты Солнечной системы с соблюдением масштаба их размеров и истинных цветов. Источник: wikipedia.org

Наша Солнечная система обладает весьма выверенным и интуитивно понятным строением. Рядом с Солнцем находятся небольшие скалистые планеты, затем следуют крупные газовые гиганты, а за ними, находящиеся на еще более далеких орбитах, карликовые планеты, астероиды пояса Койпера и ледяные ядра комет облака Оорта.

Однако, уже вскоре после открытия первых экзопланет, стало понятно, что подобная конфигурация вовсе не является типичной. Исследователи обнаружили множество систем, совершенно непохожих на нашу. Наиболее распространенным вариантом оказались системы, напоминающие «горошины в стручке», в которых планеты по своим размерам и массе похожи на соседей.

В попытке разобраться в ситуации швейцарские астрономы разработали методику определения различий и сходств между планетами одних и тех же систем. Исследование показало, что существует не две, а четыре основные системные архитектуры. Они получили  название «похожие», «упорядоченные», «антиупорядоченные» и «смешанные».

Четыре основных типа планетных систем. Источник: NCCR PlanetS, Tobias Stierli

К «похожим» относятся системы, в которых планеты имеют примерно одинаковую массу. По мнению ученых, они формируются из маломассивных протопланетных дисков вокруг звезд с небольшим количеством тяжелых элементов. Классическим примером «похожей» системы является знаменитая Trappist-1.

«Упорядоченные» системы — это те, в которых масса планет имеет тенденцию увеличиваться с удалением от звезды. Такой является наша Солнечная система. В «антиупорядоченных» системах все наоборот, масса планеты уменьшается с удалением от звезды. Ученые считают, что эти архитектуры формируются из массивных протопланетных дисков вокруг звезд, содержащих большое количество тяжелых элементов.

К «смешанным» относятся системы, в которых массы компонентов сильно различаются от планеты к планете. Они возникают из протопланетных дисков среднего размера.

Стоит отметить, что результаты исследования удивили астрономов. На наиболее распространенные «похожие» системы приходится восемь из десяти известных нам систем. Наиболее же редко встречающимся классом, оказались именно «упорядоченные» системы, вроде Солнечной.