Сферы Дайсона следует искать вокруг белых карликов

Ученые предположили, что гигантские искусственные космические объекты, известные как сферы или рои Дайсона, стоит искать вокруг белых карликов. Их присутствие у этих компактных остатков звезд может выдать инфракрасное излучение.

Одна из возможных конструкций Сферы Дайсона
Сфера Дайсона. Источник: Space.com

Сферы Дайсона у белых карликов

Бенджамин Цукерман из Калифорнийского университета предложил искать сферы, кольца и рои Дайсона возле белых карликов. Эти искусственные объекты размером с орбиты планет могут свидетельствовать о существовании внеземной жизни, которую мы можем найти уже сейчас.

Логика Цукермана базируется на том факте, что все белые карлики были когда-то звездами, схожими по параметрам с нашим Солнцем. Вполне возможно, что на их орбитах существовали землеподобные планеты, на которых вполне могла возникнуть разумная жизнь, с технологиями, позволявшими путешествовать в космосе и строить в нем объекты.

Заря прошла стадию красного гиганта и превратилась в белый карлик, а разумные существа вполне могли переждать это событие где-нибудь в окрестностях системы. После чего разобрать остатки планет, которые пережили катастрофу, и построить из них себе новый дом.

Белые карлики подходят для этого лучше. Это очень компактные объекты, излучающие относительно большое количество энергии. Поэтому разумным существам относительно несложно будет построить вокруг них кольца, которые звезда будет снабжать энергией. При этом она будет делать это сотни миллиардов лет.

Как найти сферу Дайсона

Ранее Цукерман уже публиковал в Handbook of Exoplanets работу, в которой доказал, что если в Галактике раньше существовали другие цивилизации, то они могли пережить превращение родной звезды в красный гигант. Во время этого процесса их родная планета погибла, но сами они выжили бы.

Новая статья в Notices of the Royal Astronomical Society посвящена тому, как среди известных белых карликов найти те, вокруг которых внеземная цивилизация построила себе новый дом. Помочь в этом, по мнению Цукерберга, может инфракрасное излучение. Сферы Дайсона должны сильно рассеивать излучение, и именно в этой части спектра будет наблюдаться избыток.

Интересно, что инфракрасные орбитальные телескопы WISE и Spitzer действительно нашли немало белых карликов, у которых присутствует аномальное инфракрасное излучение. Правда, ученые объясняют его наличием вблизи звезды космической пыли.

Сфера или рой?

Когда Фримен Дайсон впервые предложил концепцию гигантской конструкции, которая бы перехватывала все излучения от звезды, это действительно была сплошная сфера. На ее поверхности могли бы жить триллионы живых существ, существовать многочисленные моря и океаны, а сила тяжести была бы обеспечена вращением.

Однако у специалистов по прочности давно возникли сомнения в том, что сами законы физики позволяют построить столь крупный объект. Ведь для того, чтобы обеспечить условия, похожие на земные, он должен быть размером с земную орбиту.

И даже в случае таких компактных звезд, как белые или красные карлики, размеры сферы Дайсона должны были бы измеряться сотнями миллионов километров. Поэтому в последнее время люди, занимающиеся поисками этих объектов, все чаще представляют вместо сплошной сферы набор колец одно внутри другого, решетчатую конструкцию или вообще рой из тысяч относительно небольших станций.