Семь ярких звезд одновременно: как их увидеть в апреле

Мы привыкли называть примечательные небесные светила либо выдающихся личностей «звездами первой величины», не задумываясь о том, что в астрономии это понятие подлежит четкому измерению. Более того, десять звезд имеют визуальный блеск, значение которого менее 0,5ᵐ, а у четырех из них — Сириуса, Канопуса, Толимана и Арктура — он вообще выражается отрицательными числами (у Солнца этот показатель равен -26,8ᵐ). Семь из этой «топ-десятки» доступны наблюдениям с территории Украины, и в первой половине апреля наступает время, когда всех их вечером можно увидеть над горизонтом одновременно.

На самом деле первой «звездой», появляющейся на небе вскоре после захода Солнца, окажется крупнейшая планета Солнечной системы — яркий Юпитер, который легко найти почти точно на западе примерно в 20° над горизонтом. До 9 часов вечера (в Киеве как раз закончатся навигационные сумерки) он заметно опустится. «Опираясь» на него, можно начать искать объекты вышеупомянутой «семерки». Слева от Юпитера, примерно на такой же высоте, но на юго-востоке, будет сиять голубой Ригель — наиболее яркое светило созвездие Ориона, вопреки астрономической традиции обозначенное греческой буквой β. Двигаясь от него вверх, находим красный гигант Бетельгейзе (α Ориона), а еще дальше в южном направлении (опять-таки левее) — самый яркий в нашем перечне Сириус. Два последних объекта входят в состав так называемого Зимнего треугольника.

Самые яркие звездоподобные объекты сумеречного неба в первой половине апреля 2024 года (для широты Киева на момент окончания вечерних навигационных сумерек)

Почти вертикально вверх от Юпитера, «на полпути» к зениту, найдем яркую желтоватую Капеллу (α Возничего). Так же двигаясь вверх от Сириуса, мы наткнемся на третью вершину Зимнего треугольника — Процион (α Малого Пса). Теперь переведем взгляд на восток и в 20–25° над горизонтом увидим оранжевый Арктур — α Волопаса, самую яркую «неподвижную звезду» северного полушария небесной сферы. Наконец, правее направления на север (который можно определить по компасу или Полярной звезде) низко над горизонтом увидим белую Вегу, принадлежащую уже к «типично летнему» созвездию Лиры.

Увидеть все семь звезд одновременно можно только при условии открытого горизонта и абсолютно безоблачного неба. В середине апреля в Киеве наблюдения лучше вести около 21:15 по местному летнему времени, на востоке Украины — на полчаса раньше, во Львове и Одессе — на 20–25 минут позже. В последующие дни Ригель по вечерам будет появляться над горизонтом все ниже и 23 апреля начнет заходить в конце навигационных сумерек. А в конце месяца так же исчезнут с ночного неба Сириус и Юпитер. Поэтому не упускайте возможности полюбоваться интересной звездной конфигурацией и продемонстрировать ее своим друзьям!

Ранее мы писали, что еще можно увидеть на небе в апреле 2024 года.