Самые космические украинцы

Когда проводят обзор достижений Украины в космосе, обычно упускают кучу интересных вопросов. Кто из украинцев дольше всего пробыл в космосе? Сколько их выходило в открытый космос в скафандре? Какими орбитальными станциями управляли? Мы решили исправить эту ситуацию.

Украина космическая

Сколько украинцев побывало в космосе

12 апреля 1961 года первый человек вышел на орбиту вокруг Земли. История гонок в космосе — это история больших достижений. Страны состязаются в первенстве полета, длительности выходов в открытый космос либо количеством мест в капсуле. Украинцам обычно остается довольствоваться тем, что они вообще в космос летали.

Но на самом деле людей, которые родились в нашей стране или имеют украинские корни, на орбите было 20. Пятнадцать из них были советскими космонавтами, четыре — американскими астронавтами и один — космонавтом независимой Украины.

Украинцы, побывавшие в космосе

В космосе побывало три украинки и семнадцать украинцев. Не обошлось без жертв. Астронавтка США Джудит Резник погибла во время старта шаттла Challenger, а космонавт Георгий Добровольский — при посадке космического корабля «Союз-11». Еще один наш соотечественник, Валентин Бондаренко, в космос так и не добрался, погибнув во время наземных тренировок.

Путь к звездам для нашего государства не был прост. Большинство украинцев летали в космос как граждане трех стран: СССР, США и Канады. В конце концов, у нас есть космонавт, который носил на своем летном комбинезоне сине-желтую нашивку. Но началась космическая история с песни.

Первая песня в космосе

12 августа 1962 года житомирянин Сергей Королев попросил Павла Поповича — уроженца Узина Киевской области — спеть для него песню. Тот не смог отказать и спел «Дивлюсь я на небо, та думку гадаю». Стихотворение, которое легло в основу этой песни еще в XIX веке, написал поэт из украинского города Славянск Михаил Петренко. В ХХ веке она приобрела широкую популярность. Но исполнение Павла Поповича было уникальным, потому что он спел на борту космического корабля «Восток-4». Произведение «Дивлюсь я на небо» стало первым, которое человек исполнил на орбите.

Первый певец на орбите - Павел Попович
Первый певец на орбите — Павло Попович

Кроме того, тогда в космосе впервые одновременно находились два корабля, совершивших сближение. Павло Попович и Андриян Николаев стали первыми людьми, которые наблюдали в иллюминатор за другим пилотируемым космическим аппаратом. Более того, Попович стал единственным украинцем, пилотировавшим корабль «Восток». Это были всего-навсего капсулы на одного космонавта, практически без средств управления и маневрирования. Но именно на них человечество вышло в космос. Наконец, он стал единственным нашим соотечественником, летавшим более чем на одном типе космических аппаратов. Позже космонавт совершил свой второй полет на корабле «Союз».

Необычные рекорды

Покоряя космос, украинцы установили немало необычных рекордов. Например, полтавчанин Георгий Береговой участвовал во Второй мировой войне. Он родился раньше из всех людей, совершивших хоть одно полное обращение вокруг Земли. Также он стал единственным советским космонавтом, получившим свою первую звезду Героя Советского Союза до космического полета.

Главное достижение для любого космонавта — время, которое он провел в космосе и количество совершенных полетов. Лидером здесь является этнический украинец из Оренбурга Юрий Романенко. Суммарно за три своих полета он находился на орбите 430 суток. Ему же принадлежит и рекорд непрерывного пребывания на орбите среди украинцев: с 5 февраля по 29 декабря 1987 года он прожил на борту космической станции «Мир» 326 суток.

Свой второй полет в космос Юрий Романенко совершил вместе с первым кубинским космонавтом Анльдо Тамайо Мендесом
Свой второй полет в космос Юрий Романенко совершил вместе с первым кубинским космонавтом Анальдо Тамайо Мендесом

Александр Волков, родившийся в Горловке, провел больше времени на орбите по сравнению с другими космонавтами — уроженцами Украины. За три полета время его пребывания в космосе составило 391 день. Третий рекордсмен, находившийся в космическом пространстве больше года — Леонид Кизим из Лимана Донецкой области. Он тоже летал в космос трижды и в общей сложности провел там 374 суток.

А вот по количеству полетов явного рекордсмена среди космонавтов СССР или американских астронавтов нет. Кроме вышеупомянутых, в космос по три раза летали Петр Климук, Владимир Ляхов и Леонид Попов.

Украинцы на орбитальных станциях

7 июня 1971 года на первую в истории космическую станцию ​​«Салют-1» прибыл экипаж во главе с одесситом Георгием Добровольским. Так украинец стал первым хозяином орбитального дома. Экспедиция продолжалась 23 дня, после чего космонавты отбыли на Землю. Но при посадке произошла разгерметизация капсулы, и все трое погибли от декомпрессии.

Стыковка со станцией «Салют-1»
Стыковка со станцией «Салют-1». Источник: Тhealphacentauri.net

В 1986 году уже знакомый нам Леонид Кизим улетел в космос в третий раз в качестве командира «Союза Т-15». Этот полет был необычен тем, что во время него корабль впервые совершил перелет между двумя космическими станциями. Сначала они с Владимиром Соловьевым стали первыми людьми, попавшими на борт совершенно новой на тот момент космической станции «Мир». Далее космонавты отстыковались от нее и полетели к другой станции ​​— «Салют-7». Там они забрали некоторые инструменты и вернулись на «Мир».

Первая украинка на орбите

Первая украинка на орбите заслуживает отдельного рассказа. За то, чтобы назвать Джудит Резник своей первой космонавткой, соревнуются две страны: Украина и Израиль. Ее дед, Яков Резник, был киевским евреем и в свое время уехал в Палестину, а родители перебрались в США. Джудит получила образование инженера и 30 августа 1984 года стала второй женщиной, улетевшей на космическом корабле Space Shuttle.

Относительно того, кем считать Резник — украинкой, еврейкой или американкой — консенсуса до сих пор нет. Поэтому вместо нее первой украинкой на орбите часто считают Роберту Линн Бондарь. Она одновременно стала первым астронавтом Канады. Эта врач-невролог полетела в космос 22 января 1992 года на борту американского шаттла Discovery.

Роберта Линн Бондарь во время полета на шаттле
Роберта Линн Бондарь во время полета на шаттле. Источник: www.caasco.com

Украинцы выходят в открытый космос

На данный момент «прогулку в скафандре» совершили только шесть украинцев. Первым это сделал Юрий Романенко 10 декабря 1977 года. Вместе с Георгием Гречко они провели внекорабельную деятельность на станции «Салют-6» и осматривали один из стыковочных узлов. Также полет был интересен тем, что эти два космонавта стали первыми людьми, кто встретил Новый год в космосе.

Первый рекорд по длительности внекорабельной деятельности среди украинцев был установлен 22 ноября 2008 года. Американка украинского происхождения Гайди-Мария Стефанишин-Пайпер совершила выход в открытый космос продолжительностью 6 часов 57 минут. Всего она совершила 5 выходов. Общее время составляет 33 часа 42 минуты.

Правда, Анатолий Арцебарский из поселка Просяна Днепропетровской области отстал от нее всего на 8 минут. 27 июля 1991-го он провел в открытом космосе 6 часов 49 минут. Общее время его внекорабельной деятельности составляет 32 часа 17 минут. На счету этого космонавта целых шесть путешествий в скафандре, которые он совершил в течение одного полета.

Рекордсменом по количеству выходов в открытый космос среди украинцев стал Леонид Кизим. На его счету их целых семь. Однако продолжительность их была значительно меньше, так что общее время его внекорабельной деятельности составляет 31 час 40 минут.

Украинцы в открытом космосе
Выходы украинцев в открытый космос

Первый космонавт независимой Украины

Установить, кто был первым космонавтом независимой Украины, не так просто. Дело в том, что Александр Волков из Горловки в свой третий космический полет отправился 4 октября 1991 года. В настоящее время Украина уже объявила о своей независимости, но формально СССР еще существовал.

Волков находился на орбите до 25 марта 1992 года. За это время в Украине успел пройти референдум о поддержке независимости, а в Беловежской Пуще лидеры трех уже независимых государств подписали договор о ликвидации Советского Союза. Поэтому на Землю он вернулся уже гражданином Украины и технически первый космонавтом нашей страны.

Но если говорить о первом украинце, на летном комбинезоне которого было знамя независимой Украины, то им стал Леонид Каденюк из Черновицкой области. В космос он отправился 19 ноября 1997 года на борту шаттла Columbia и провел на орбите 15 суток.

Леонид Каденюк — первый космонавт независимой Украины. Источник: Википедия

Каденюк пока остается единственным космонавтом независимой Украины. Но это не означает, что он станет последним нашим покорителем космоса. Недавно Илон Маск заявил, что хотел бы видеть украинцев на Международной космической станции вместо россиян. И кто знает — возможно, когда-нибудь украинские корабли будут пристыковываться к украинским орбитальным станциям. Наш путь в космос только начинается.