Российский военный спутник разрушился на орбите

4 января 2023 года на околоземной орбите произошло разрушение российского спутника «Космос-2499». Об этом сообщила 18-я эскадрилья контроля космического пространства ВВС США (18 Space Control Squadron). В результате инцидента образовалось, по меньшей мере, 85 обломков.

«Космос-2499» был запущен в мае 2014 года. Он был выведен на орбиту ракетой «Рокотт» вместе с тремя российскими спутниками связи. При этом,  россия официально не сообщала о выводе на орбиту четвертого космического аппарата в рамках этого запуска.

После развертывания, «Космос-2499» выполнил ряд маневров, в частности сблизившись с разгонным блоком «Бриз-КМ». В связи с этим, некоторые эксперты выдвинули предположение, что он является спутником-инспектором, или даже космическим камикадзе, предназначенным для уничтожения других космических аппаратов путем подрыва. По данным других источников, аппарат предназначался для тестирования новых ионных двигателей.

23 октября 2021 года средства слежения зафиксировали отделение от «Космоса-2499» 18 обломков. Точная причина инцидента осталась неизвестной. Чаще всего, космические аппараты разрушаются из-за взрыва остатков топлива или аккумуляторов. Иногда это также происходит из-за столкновения с космическим мусором — но в случае с «Космосом-2499» средства слежения не зафиксировали появления рядом с ним других объектов.

Версия о том, что разрушение «Космоса-2499» вызвано внутренними причинами, получила свое подтверждение 4 января 2023 года. В тот день аппарат (по крайней мере, его самый крупный фрагмент) вновь разрушился. В этот раз — с образованием, по меньшей мере, 85 отслеживаемых обломков. Поскольку российский спутник находился на высоте в 1169 километров, они останутся на орбите в течение тысяч лет, создавая угрозу для других спутников.

Напомним, что недавно старый советский и российский спутник чудом избежали столкновения над Антарктидой.