Российский космический корабль признали опасным для полетов, а у китайского марсохода возникли технические проблемы: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: астрономы обнаружили наиболее тесную пару сверхмассивных черных дыр; NASA профинансирует разработку трубопровода на Луне, а мы рассказываем о погоде на экзопланетах и концепции космического лифта.

«Порядок освобождает мысль»

― Сергей Королев

«Союз МС-22» признали опасным для полета

«Роскосмос» принял решение не использовать поврежденный космический корабль «Союз МС-22» для пилотируемого полета. Космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Фрэнк Рубио вернутся на Землю на борту корабля «Союз МС-23», который будет запущен в феврале 2023 года.

14 декабря на корабле «Союз МС-22» произошла утечка теплоносителя, приведшая к полному выходу из строя его системы охлаждения. В ходе последующего визуального осмотра, проведенного при помощи руки-манипулятора Canadarm2, специалисты NASA заметили небольшое отверстие в радиаторе.

Найдена самая тесная пара сверхмассивных черных дыр

Астрономы объявили об открытии самой тесной пары сверхмассивных черных дыр. Они разделены дистанцией всего 750 световых лет, что в два раза меньше расстояния между предыдущей «рекордной» парой. Открытие было сделано в ходе изучения галактики UGC 4211, расположенной на расстоянии 480 млн световых лет в направлении созвездия Рака. Эта система образовалась в результате относительно недавнего слияния двух меньших галактик, сопровождавшегося уплотнением газовых облаков, что спровоцировало мощную вспышку звездообразования.

У китайского марсохода возникли проблемы

Китайский марсоход «Чжужун» столкнулся с техническими проблемами. По данным некоторых источников, он не сумел выйти из режима гибернации, что может привести к завершению его миссии. В мае 2022 года «Чжужун» был переведен в спящий режим. Это произошло по двум основным причинам. Во-первых, в регионе, где он находится, наступила зима. Во-вторых, на Марсе началась достаточно мощная пылевая буря, из-за чего солнечные батареи ровера стали вырабатывать меньше энергии.

Самолет на Титане и трубопровод на Луне: 14 невероятных идей исследования космоса

NASA выбрала несколько новых концепций экспериментальных космических технологий, которые в теории могут быть реализованы в далеком будущем. Программа NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC) остановилась на 14 увлекательных проектах, которые, по мнению аэрокосмической администрации, заслуживают дальнейшего исследования. Каждой исследовательской группе будут предоставлены гранты на сумму 175 тыс. долларов для дальнейшего развития их амбициозных идей. Среди всех концепций особо выделяются три.

TitanAir ― самолет, способный совершать посадку и плавать в метановых озерах Титана, а также собирать редкие образцы из рек, озер и океанов на этом спутнике Сатурна.

Лазерная движущая установка, которая базируется на существующей технологии легких парусов для транспортировки космических кораблей с полезной нагрузкой по Солнечной системе и в межзвездное пространство. Она использует гранулированный пучок сверхскоростных микроскопических частиц, разогнанных лазерами, чтобы двигать космические корабли.

Трубопровод кислорода на Луне, который будет транспортировать кислород, добытый изо льда. Концепцию собираются использовать для будущих миссий NASA Artemis. Она обеспечит постоянный доступ к кислороду для лунных поселенцев и резко сократит расходы на транспортировку.

Преемник James Webb будет искать инопланетную жизнь во Вселенной

NASA раскрыла подробности о многомиллиардном преемнике своего революционного космического телескопа James Webb (JWST) — проекте, приоритетной задачей которого будет поиск жизни на экзопланетах, похожих на Землю. Он стартует в начале 2040-х годов. Его рабочее название — Habitable World Observatory (HWO). Как и JWST, HWO будет работать в точке Лагранжа L₂ системы Земля-Солнце. Вместе с тем обсерваторию спроектируют с учетом недостатков JWST. К примеру, HWO можно будет модернизировать и ремонтировать специальными роботами.

NASA опубликовала видео, на котором показаны фотографии некоторых научных исследований, проводившихся на Международной космической станции за последние 12 месяцев.

2022 был очень насыщенным для МКС. Находясь на орбите высотой около 400 км над Землей, за последние 12 месяцев станция приветствовала новоприбывших астронавтов и прощалась с улетающими, принимала группу первых состоятельных туристов NASA, обеспечила 12 выходов в открытый космос, избегала опасного космического мусора, испытала серьезную аварию из-за утечки теплоносителя с пристыкованного корабля «Союз».

Интересная цифра: 38 лет

NASA Earth Radiation Budget Satellite
8 января 2023 года сошел с орбиты спутник NASA Earth Radiation Budget Satellite. Изображение: NASA

Спутник NASA Earth Radiation Satellite (ERBS) вернулся на Землю в эти выходные после почти четырех десятилетий пребывания в космосе. Он работал на околоземной орбите с 1984 года. За минувшие 38 лет, из которых 21 год аппарат успешно функционировал, он внес весомый вклад в науку о климате и погоде.

Ожидаемый срок службы спутника составлял всего два года. Но он десятикратно превысил эту отметку. «В течение 21 года работы на орбите ERBS активно исследовал, как Земля поглощает и излучает энергию от Солнца, а также проводил измерение стратосферного озона, водяного пара, диоксида азота и аэрозолей», — сообщили в NASA.

12 января исполнилось 116 лет со дня рождения легендарного инженера-конструктора Сергея Павловича Королева. Человек, который прошел сталинские лагеря и после тотальных репрессий, истребивших интеллигенцию в стране, сумел отправить на орбиту первый искусственный спутник Земли. В течение 10 лет после этого СССР держал первенство в освоении космоса. Мы подготовили 13 фактов, которые помогут понять суть «феномена Королева».

Также мы рассказываем о погоде на планетах вне Солнечной системы и о концепции космического лифта — гипотетического сооружения, способного полностью перевернуть всю космическую индустрию, радикально удешевив и упростив выведение грузов на орбиту.

Читайте в предыдущем дайджесте: Первый частный украинский спутник и вспышка на Солнце: дайджест космических новостей