Найдена самая тесная пара сверхмассивных черных дыр

Астрономы объявили об обнаружении самой тесной пары сверхмассивных черных дыр. Они разделены дистанцией всего в 750 световых лет, что в два раза меньше расстояния между предыдущей парой рекордсменов.

Галактика UGC 4211 в представлении художника. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); M. Weiss (NRAO/AUI/NSF)

Открытие было сделано в ходе изучения галактики UGC 4211. Она расположена на расстоянии 480 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Рака. UGC 4211 образовалась в результате относительно недавнего слияния двух галактик. Этот процесс сопровождался уплотнением газовых облаков, что спровоцировало мощную вспышку звездообразования.

Когда астрономы задействовали комплекс радиотелескопов ALMA для изучения центра новорожденной галактики, они обнаружили следы мощных выбросов, производимых двумя сверхмассивными черными дырами. Некогда они входили в состав ядер двух, участвовавших в слиянии, галактик. Их массы в 200 и 125 млн раз превышают массу Солнца. Для сравнения, масса черной дыры в центре нашего Млечного Пути составляет 4,2 млн масс Солнца.

Пара черных дыр в центре галактики UGC 4211 в различных волновых диапазонах. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), M. Koss et al (Eureka Scientific)

В ходе последующих мультиволновых наблюдений, в которых в частности приняли участие такие обсерватории, как ALMA, Hubble, Chandra и VLT,  исследователям удалось установить расстояние между парой черных дыр. Оно составляет всего 750 световых лет, что совсем немного для подобных объектов. По словам ученых, эта дистанция близка к пределу чувствительности современных телескопов, позволяющему различить две отдельные черные дыры. В то же время, несмотря на подобную близость, нам не стоит ждать скорого слияния двух гравитационных монстров. Оно произойдет не ранее, чем через несколько сотен миллионов лет.

Поскольку слияния галактик происходят регулярно, по всей видимости, во Вселенной существует большое количество еще более тесных пар черных дыр. Просто их обнаружение затруднено из-за большой дистанции. Поэтому мультиволновые наблюдения, вроде тех, что были выполнены в отношении UGC 4211, играют очень важную роль, позволяя находить объекты, которые бы ускользнули от взора одиночной обсерватории.

Ранее мы рассказывали о том, как черная дыра надула гигантские «радиопузыри».

По материалам https://public.nrao.edu