Рогозин предложил украсть немецкий телескоп

Глава «Роскосмоса» дмитрий рогозин заявил, что дал указание «восстановить работу» немецкого телескопа eROSITA, находящегося на борту космической обсерватории «Спектр — РГ». Это делается как вопреки воле собственников инструмента, так и мнению российских ученых.

Цели и задачи телескопа eROSITA

eROSITA был сконструирован Институтом внеземной физики Общества Макса Планка. Телескоп предназначался для изучения неба в мягком рентгеновском диапазоне (от 0,2 до 10 кэВ). Миссия инструмента была рассчитана на семь лет. В ее ходе eROSITA должен был восемь раз просканировать небо. Основная научная цель телескопа заключалась в том, чтобы определить характеристики загадочной темной энергии через структуру и историю развития Вселенной, отслеживаемую по скоплениям галактик.

Телескоп eROSITA
Телескоп eROSITA. Источник: DLR

К концу 2021 года eROSITA выполнил четыре сканирования неба. В их ходе телескоп засек свыше миллиона квазаров и двадцати тысяч массивных скоплений галактик, находящихся на космологических расстояниях. Также на его карту попали более трехсот тысяч звезд нашей Галактики с горячими коронами, как у Солнца, но в сотни и тысячи раз более яркими в рентгеновских лучах. Также ему удалось засечь самый мощный из известных квазаров с рекордным красным смещением.

В 2022 году eROSITA приступил к пятому сканированию неба. Однако инструмент так и не довел его до конца. После начала широкомасштабного вторжения россии в Украину, немецкие ученые в знак протеста и нежелания сотрудничать со страной-агрессором отключили телескоп.

Несанкционированное включение телескопа eROSITA

Но не секрет, что российским властям плевать на любые международные договоренности и правовые нормы. 4 июня глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что дал указание вновь включить eROSITA, мотивировав это научными соображениями.

Обсерватория «Спектр-РГ» (концепт). Источник: DLR

Поскольку eROSITA принадлежит немецкой стороне, которая не давала разрешения на возобновление его работы, с юридической точки зрения, этот шаг равносилен воровству. Участвующие в проекте российские ученые отлично это понимают — как и то, какой огромный ущерб такой шаг нанесет по остаткам репутации россии в научном мире. Но поскольку в условиях цензуры они не могут прямо заявить свой протест, им приходится использовать максимально обтекаемые формулировки. Так, руководить проекта академик Рашид Сюняев заявил, что возобновление работы eROSITA возможно только при согласовании с немецкой стороной, а несогласованные действия могут привести к поломке прибора. Также он добавил следующее: «Нужно объяснить, провести переговоры, чтобы обе стороны понимали, что и в далеком будущем — лет через 10-20-30 — на наши спутники можно будет вновь ставить иностранные приборы экстракласса и действия с ними будут, по меньшей мере, согласованы».

Но судя по последующим заявлениям рогозина, российские власти собираются проигнорировать мнение собственных ученых и включить eROSITA. А в этом случае российской науке с большой долей вероятности придется надолго позабыть о надеждах в обозримом будущем вновь начать размещать иностранные приборы на своих спутниках.