Rocket Lab запустила спутник-инспектор для осмотра космического мусора

Компания Rocket Lab успешно вывела на 600-километровую орбиту спутник ADRAS-J. Он займется осмотром космического мусора.

Спутник ADRAS-J сближается со ступенью ракеты H-2A (концепт). Источник: Astroscale

ADRAS-J был построен японской компанией Astroscale по заказу JAXA в рамках программы CRD2. Главной задачей 150-килограммового аппарата является демонстрация возможности удаления крупных фрагментов космического мусора с орбиты.

Целью  ADRAS-J является верхняя ступень ракеты H-2A, которая находится на орбите с 2009 года. Ее длина составляет 11 метров, диаметр — 4 метра. ADRAS-J должен будет сблизиться со ступенью и осмотреть ее. Эти данные будут использованы для подготовки второго этапа программы, в ходе которого к ступени будет отправлен космический аппарат, который попытается свести ее с орбиты.

Это уже вторая миссия Astroscale, главная задача которой заключается в отработке технологий, необходимых для уборки космического мусора. Первая была запущена в 2021 году ELSA-D. Она представляла собой связку из 184-килограммового обслуживающего и 16-килограммового клиентского спутника. Целью миссии были отработки технологии по орбитальному сближению и стыковке с другими космическими аппаратами.

После выхода на орбиту спутники разделились, а затем снова состыковались. В 2022 году Astroscale повторила эксперимент, увеличив дистанцию между аппаратами. Однако в этот раз операция завершилась неудачей из-за сбоя в работе двигателей обслуживающего спутника. В дальнейшем специалистам Astroscale все же удалось отработать операцию сближения, но из-за нерешенных проблем с двигателями повторная стыковка так и не состоялась.

24 января 2024 года Astroscale объявила о завершении этой миссии. По словам компании, обслуживающий космический аппарат сойдет с орбиты примерно через три с половиной года, а клиентский космический аппарат, у которого нет двигательной установки, должен сойти с орбиты в течение пяти лет.