Редчайший белый карлик раскрыл одну из загадок Вселенной

Астрономы впервые обнаружили неуловимый «звездный экспонат», который в течение многих лет оставался лишь гипотезой. Находкой стала редкая форма двойных звездных систем с компаньоном в виде белого карлика с чрезвычайно малой массой (ELM WD). Одна из звезд этой системы имеет массу около 0,3 солнечной. Обнаружение этого редчайшего объекта заполнило пустую ячейку в давней космической загадке об эволюции звезд. О своей находке ученые опубликовали статью в ежемесячном выпуске Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Двойная звездная система
Белый карлик чрезвычайно малой массы, который поглощается звездой-компаньоном. Фото: Гарвард-Смитсоновский центр

«Это захватывающее открытие! Это недостающее звено эволюции в моделях двойного звездообразования, которое мы искали», прокомментировала Карим Эль-Бадри, ведущий автор статьи и исследователь из Института теории и вычислений Гарвард-Смитсоновского центра.

Открытие Эль-Бадри заполняет пробел в нашем понимании о том, как вообще возникают белые карлики ELM WD. Мы знаем, что они существуют, поскольку ученые уже теоретически их определили. Теперь, благодаря открытию Эль-Бадри, недостающий эволюционный звездный этап наконец-то доказан. Но эти тела все еще представляют собой загадку.

Существование вопреки законам Вселенной

Подобной массы невозможно достичь при стандартном сценарии эволюции звезды, поэтому такой объект должен был активно терять массу в прошлом. Согласно астрономическим расчетам, для того чтобы звезда естественным образом достигла размеров и веса белого карлика с чрезвычайно малой массой, она должна была родиться более 13,8 млрд лет назад. Проблема в том, что возраст самой Вселенной составляет 13,8 млрд лет, так что в теории это просто невозможно.

Следовательно, единственный способ, по которому эти звезды могли бы образоваться на временной шкале Вселенной, это создание их некой внешней силой. Теоретики говорят, что эта сила может быть гравитационным притяжением компаньона в двойной звездной системе, которое отталкивает материю от другого, пока последний объект не станет белым карликом ELM. Это кажется интуитивно понятным, но долгое время было всего лишь гипотезой.

Предполагается, что через несколько десятков миллиардов лет эти звездные системы сольются, что может привести к вспышке сверхновой типа Iа.

Напомним, что ранее астрономы нашли наиболее массивный белый карлик во Вселенной, обладающий массой в 1,35 раза превосходящей солнечную.