Разгадана тайна дефектных телескопов Кристиана Гюйгенса

Ученый XVII века Кристиан Гюйгенс известен своими телескопами, благодаря которым наблюдал за Сатурном. Гюйгенс открыл крупнейший спутник Сатурна, Титан, и сделал заключения о форме колец планеты. Но, по некоторым данным, телескопы голландского ученого были дефектными и выдавали нечеткие изображения по сравнению с конкурентами, несмотря на хорошо изготовленные линзы.

Крістіан Гюйгенс
Кристиан Гюйгенс создал телескопы для наблюдения за Сатурном в 1600-х годах, но эти приборы проигрывали своим конкурентам, даже несмотря на то, что линзы были гораздо более качественными. Один исследователь предполагает, что причиной этого была близорукость астронома

Астроном Александр Питроу считает, что нашел причину проблемных телескопов Гюйгенса — ему нужны были очки. О своем предположении он написал в «Журнале истории науки Королевского общества».

Создавая свои телескопы, Гюйгенс сопоставлял две линзы — объектив и окуляр — расположенные на обоих концах телескопа. Ученый эспериментировал с разными линзами, чтобы найти комбинации, которые, по его мнению, создавали резкое изображение. В конце концов, он создал таблицу, чтобы отслеживать, какие комбинации использовать для получения определенного увеличения. Но если сравнивать с современными знаниями об оптике, расчеты Гюйгенса были несколько некорректны, говорит Питроу из Института астрофизики Лейбница в Потсдаме в Германии.

Одно из возможных объяснений: Гюйгенс выбирал линзы на основе своего дефектного зрения. Исторические записи свидетельствуют о том, что отец астронома был близоруким, так что было бы неудивительно, если бы и сын страдал от этого часто наследственного заболевания. Если это так, то, возможно, именно поэтому телескопы Гюйгенса в свое время так и не достигли своего потенциала.

Ранее мы сообщали о том, что письмо Галилео Галилея оказалось подделкой.