Радиотелескопы изучили Юпитер и Ио

Используя возможности радиотелескопов VLA (Very Large Array) и ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) две международные команды исследователей провели изучение атмосферы Юпитера и вулканов Ио. Их результаты содержатся в недавно опубликованных научных статьях.

Изображение поверхности Юпитера, полученное радиотелескопом VLA при помощи данных, собранных зондом Juno. Источник: Moeckel, et al., Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Комплексы вроде VLA и ALMA обычно используются для наблюдения далеких объектов, расположенных за пределами Млечного Пути. Однако они также являются ценным инструментом и для изучения объектов нашей Солнечной системы. Например, Юпитера.

Крупнейшая планета Солнечной системы обладает сложной, динамичной и быстро меняющейся атмосферой. Чтобы изучить ее на различных глубинах, первая команда исследователей провела комплексные наблюдения с использованием VLA и находящегося на орбите вокруг Юпитера зонда Juno. В результате ученым удалось получить радиоизображения планеты с высоким разрешением и составить карту распределения аммиака на разных высотах. В свою очередь это помогло определить вертикальную структуру атмосферы планеты.

Вулканический спутник Ио, чья поверхность регулярно перекраивается в ходе бесконечных извержений, тоже представляет огромный научный интерес. Считается, что эта активность вызвана его мощными приливными взаимодействиями с Юпитером. Благодаря вулканам у спутника даже есть своеобразная атмосфера, которая в основном состоит из оксида серы (SO2).

В ходе наблюдений, выполненных при помощи комплекса ALMA, ученым также удалось обнаружить в атмосфере Ио следы газовых примесей хлорида натрия (NaCl) и хлорида калия (KCl). Эти соединения в значительной степени ограничены по размеру и находятся при высоких температурах, что указывает на то, что их источником тоже является вулканическая активность. Исследователи также выяснили, что они находятся не в тех местах, откуда выбрасывается SO2. Это позволяет предположить, что могут быть различия в подповерхностной магме или в процессах извержения между вулканами, выбрасывающими SO2, и вулканами, выбрасывающими NaCl и KCl.

Напомним, что недавно комплекс радиотелескопов ALMA подвергся хакерской атаке, приведшей к приостановке его деятельности.

По материалам https://public.nrao.edu