Радиотелескоп ALMA обнаружил горячие области вокруг молодых звезд

В ходе наблюдений, выполненных при помощи радиотелескопа ALMA, астрономы обнаружили области с необычными свойствами вокруг молодых звезд. По мнению исследователей, их образование может быть связано с ударными волнами.

Горячие области в пылевом диске вокруг пары молодых звезд. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/Maureira et al.

Снимок ALMA демонстрирует подобные регионы. Они расположены в пылевом диске, окружающем две очень молодые звезды (их положение отмечено звездочками). Цвета обозначают распределение температуры:  более яркие оттенки соответствуют более высокой температуре.

При взгляде на снимок несложно заметить, что на некотором удалении от протозвезд расположены три горячие скопления пыли (они отмечены крестиками). Но что именно их нагревает?

Недавнее исследование, которое выполнила Мария Хозе Морейра (Maria Jose Maureira) из Института внеземной физики Макса Планка в Германии, дает основания предполагать, что эти области нагреваются не только протозвездами, но, по всей вероятности, еще и ударными волнами, подобными тем, которые образуются при движении самолета в воздухе со сверхзвуковой скоростью

Ударные волны, возможно, помогают обогащать газ на ранних стадиях формирования околозвездного диска сложными органическими молекулами, которые впоследствии могут войти в состав вещества новорожденных планет. Высокие температуры, связанные с ударными волнами, также могут воздействовать на процесс слипания пылевых частиц. А именно от этого зависит и то, насколько рано в диске могут начать формироваться планетные ядра.

Ранее мы рассказывали о том, как ALMA обнаружил горячий газовый пузырь, расположенный на орбите вокруг черной дыры в центре Млечного Пути.