Psyche: миссия, которая раскроет тайны металлического астероида

12 октября NASA планирует запустить миссию Psyche. Ее целью станет астероид Психея. Но почему NASA так интересует этот объект? Давайте разбираться.

Осколок погибшей планеты

Орбита Психеи проходит на среднем расстоянии в 437 млн км от Солнца. Это примерно вдвое больше, чем радиус орбиты Марса. Объект имеет неправильную форму. Его размеры составляют 280 на 240 на 170 км, благодаря чему Психея входит в десятку крупнейших тел Главного пояса астероидов.

Изображения астероида Психея, полученные телескопом VLT. Источник: ESO/LAM

Психея привлекает внимание астрономов благодаря своему химическому составу. Астероид содержит большое количество металлов. По последним оценкам его средняя плотность составляет 3,977 г/см3. Это намного выше, чем у большинства других астероидов Главного пояса.

Существует предположение, что столь высокое содержание металлов объясняется тем, что Психея представляет собой осколок ядра протопланеты, уничтоженной на заре Солнечной системы в ходе столкновения. В этом случае ее изучение позволит ученым лучше понять, как устроены каменные планеты — в том числе и наша.

Астероид Психея в представлении художника. Источник: NASA

В то же время, некоторые данные свидетельствуют о том, что астероид может иметь пористую структуру, что противоречит модели разрушенного ядра. Именно ответ на вопрос о механизме формирования Психеи является главным для миссии Psyche. Аппарат должен будет подробно картографировать астероид и изучить его внутреннее строение. Эти данные позволят дать окончательный ответ на вопрос, что же представляет собой Психея.

Техническое устройство Psyche

Зонд Psyche был построен компанией Maxar Technologies по заказу NASA. Его размеры (без учета солнечных батарей) составляют 4,9 на 2,2 на 2,4 метра, масса — 2 747 кг. Из них 1085 кг приходится на ксеноновое топливо для электрореактивных двигателей на эффекте Холла. Они будут превращать ксенон в плазму, а затем ускорять ее в электрическом поле, создавая слабую, но непрерывную реактивную тягу, которую можно поддерживать годами. Благодаря отсутствию атмосферного сопротивления во время своего путешествия по поясу астероидов, космический аппарат будет разгоняться относительно Земли до скорости в 200 000 км/ч.

Аппарат Psyche в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU

Аппарат будет получать энергию от пары солнечных батарей, чей размах составляет 25 метров, а суммарная площадь поверхности — 75 м². Это крупнейшие солнечные батареи, когда-либо установленные на аппарат NASA. Столь внушительные размеры обусловлены тем, что Психеи достигает на порядок меньше света, чем Земли. Если в окрестностях Земли солнечные батареи Psyche смогут вырабатывать 21 кВт энергии то, когда аппарат достигнет своей цели, этот показатель будет составлять от 2,3 до 3,4 кВт.

Солнечные батареи зонда Psyche. Источник: NASA/Kim Shiflett

Что касается научной начинки, то она представлена тремя инструментами: мультиспектральной камерой высокого разрешения, спектрометром и магнитометром. Также Psyche несет экспериментальную систему лазерной связи. Ожидается, что она сможет передавать данные в 10 – 100 раз быстрее, чем традиционная радиосвязь.

Запуск Psyche

Psyche будет запущен при помощи ракеты Falcon Heavy. Прямая трансляция этого события будет вестись на сайте NASA и на Youtube. На данный момент запуск Psyche должен состояться 12 октября в 17:16 по киевскому времени. Если по какой-то причине аппарат не удастся запустить в указанное время, баллистическое окно для полета к Психее будет открыто до 25 октября.

На пути к Психее зонд совершит пролет Марса, чтобы  воспользоваться гравитацией планеты для ускорения.  В общей сложности, его путешествие займет шесть лет. За это время зонд пролетит расстояние в 3,6 млрд км. План полета предполагает, что аппарат достигнет Психеи в августе 2029 года. Номинальная научная программа миссии рассчитана на 21 месяц с возможностью ее последующего продления.