Фото дня: цвета земной атмосферы

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

В глубине чилийской пустыни Атакама, вдали от цивилизации, расположена Паранальская обсерватория — одна из крупнейших и мощнейших на Земле. Благодаря сочетанию чрезвычайно сухого климата, высоты и удаленности от источников светового загрязнения это место обладает одними из лучших условий на нашей планете для проведения наблюдений. Но, как ни парадоксально, именно эта необыкновенная темнота позволяет ночному небу светиться фантастическими цветами, видимыми на представленном снимке.

Собственное свечение земной атмосферы в небе над горой Серро Параналь. Источник: Y. Beletsky (LCO)/ESO

Фотография демонстрирует феномен, известный под названием «собственное свечение атмосферы». Оно возникает благодаря совокупности нескольких процессов, происходящих в верхних слоях газовой оболочки нашей планеты. Среди них, в частности, рекомбинация ионов, образовавшихся в процессе фотоионизации под воздействием излучения Солнца, люминесценция, вызываемая прохождением космических лучей, а также хемилюминесценция, в основном связанная с процессами соединения атомов кислорода и азота. Собственное свечение атмосферы видно только в тех регионах, где небо достаточно темное и световое загрязнение не мешает его зарегистрировать.

Изображение было получено в месте расположения Обзорного телескопа видимого и инфракрасного диапазона (VISTA). Цепочка желтых огней отмечает дорогу на гору Серро-Параналь. На ее вершине можно различить очертания башен Очень большого телескопа (ESO VLT). Над ней растянулась арка Млечного Пути, свет которой смешивается со свечением земной атмосферы, порождая необыкновенный небесный пейзаж.