Поможет ли Геминидам «алкогольная комета»?

Мощнейший регулярный метеорный поток земного неба Геминиды активен почти весь декабрь, а его пик приходится на 13 или 14 число. В это время мы можем наблюдать более сотни «падающих звезд» в час. Но в текущем году этот поток может получить неожиданного «помощника». Имеется в виду пылевой след, оставлений короткопериодической кометой Виртанена (46P/Wirtanen).

Эта комета была открыта еще в январе 1948 года американским астрономом Карлом Виртаненом на Ликской обсерватории в штате Калифорния. В то время она могла в перигелии приближаться к Солнцу примерно на 1,61 а.е. (240 млн км). 10 апреля 1972-го «хвостатая звезда» пролетела довольно близко к Юпитеру, который своей гравитацией изменил ее орбиту: теперь ее перигелий «опустился» на расстояние 1,26 а.е. (188 млн км) от нашего светила.

17 декабря 2018 года комета Виртанена з точки зрения наземных наблюдателей оказалась на небе вблизи яркого рассеянного звездного скопления Плеяды (справа). Источник: news.arizona.edu

Следующее сближение с Юпитером 26 февраля 1984 года дополнительно уменьшило перигелий до 1,08 а.е. — это означало, что теперь минимальное возможное расстояние между кометой и нашей планетой составило всего 0,08 а.е. (12 млн км). Практически на такое расстояние она и подошла к нам 16 декабря 2018-го, совершив ближайший пролет Земли в своей истории. В это время 46P/Wirtanen выглядела как большое светлое пятно, достаточно быстро двигавшееся по созвездиям Тельца и Возничего. Ее суммарный блеск достиг 3-й звездной величины, то есть на достаточно темном небе за пределами больших городов в течение нескольких ночей ее несложно было заметить невооруженным глазом.

Именно тогда спектральные наблюдения обнаружили в составе кометных газов повышенное содержание спирта, что дало основания некоторым журналистам назвать ее «алкогольной кометой». Правда, этот спирт был не этиловый, а метиловый, то есть непригодный для внутреннего употребления и даже ядовитый.

Анимация сближения кометы Виртанена с Землей в декабре 2018 года

Согласно расчетам ученых, еще более сильное гравитационное воздействие со стороны больших планет испытывают облака пылевых частиц, выброшенных кометой Виртанена во время приближений к Солнцу. Входя в земную атмосферу, такие частицы сильно разогреваются и улетучиваются, образуя яркие следы. Мы наблюдаем их как метеорные потоки. Поскольку все метеоры, порожденные одной и той же кометой, движутся по близким траекториям, благодаря эффекту перспективы нам кажется, что они «вылетают» из одной точки неба — радианта.

Недавно был сделан прогноз, согласно которому метеорный шлейф от пролета кометы 1974 года должен пересечь земную орбиту, причем это произойдет 12 декабря — примерно тогда же, когда в «нужном» месте окажется Земля. Правда, особо высокой активности от нового потока астрономы не ожидают — в лучшем случае она достигнет нескольких десятков метеоров в час. К тому же наблюдать его в Украине будет очень сложно: его радиант расположен в южном созвездии Скульптора, которое в наших широтах видно не в лучших условиях, и к тому же в декабре оно прячется за горизонтом вскоре после завершения вечерних сумерек. Предварительные расчеты указывают на то, что пик Скульпторид (так должен называться этот поток по правилам астрономической номенклатуры) следует ожидать между 10 часами утра и третьим часом дня по киевскому времени, то есть шансов его увидеть у нас немного. Так что все удовольствие, похоже, достанется наблюдателям Южного полушария.

Если ученые не ошибаются и в небе Земли действительно появится новый метеорный поток, он установит сразу два рекорда: во-первых, это будет самый молодой из существующих потоков, а во-вторых, его метеоры будут входить в земную атмосферу со скоростью всего 15 км/с — это также наименьший показатель из всех известных «звездных доджей». До сих пор оба этих рекорда принадлежали Драконидам, связанным с короткопериодической кометой Джакобини — Циннера (21P/Giacobini-Zinner).

Между прочим, комета Виртанена рассматривалась в качестве основной цели европейской миссии Rosetta, в итоге направленной к комете Чурюмова — Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko)